Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 по делу N А55-6626/2008 Дело по иску о взыскании излишне уплаченных денежных средств за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ направлено на новое рассмотрение, поскольку суд, разрешая спор и определяя размер дополнительных платежей за превышение нормативов, не исследовал вопрос о привлечении собственника очистных сооружений в качестве участника процесса. Суду также следует дополнительно оценить условия заключенного договора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2009 г. по делу N А55-6626/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Межрайонный напорный самоточный коллектор“, Самарская область, Волжский район, п.г.т. Стройкерамика,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А55-6626/2008,

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Алексеевское“, Самарская область, п. Кинельский к обществу с ограниченной ответственностью “Межрайонный напорный самоточный коллектор“, Самарская область, Волжский район, п.г.т. Стройкерамика о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

общество с
ограниченной ответственностью “Алексеевское“ (далее - общество) в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Межрайонный напорный самоточный коллектор“ (далее - ООО “МНСК“) 3 467 217 рублей 24 копеек излишне оплаченной платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в период 4 квартала 2007 года.

Иск основан на следующих обстоятельствах.

На основании заключенного между сторонами договора ООО “МНСК“ оказывало услуги по приему от общества “Алексеевское“ сточных вод в пределах лимита водоотведения и нормативов загрязнения, в результате отбора контрольных проб концентрация загрязнении по отдельным направлениям превысила нормативные требования, в связи с чем ответчик начислил дополнительную плату в размере 3 467 217 рублей, однако поскольку ООО “Межрайонный напорный самоточный коллектор“ осуществляет только прием и транзит стоков в систему канализации предприятия “Самараводоканал“ расчет дополнительной платы должен производиться исходя из количества загрязняющих веществ принятых собственником очистных сооружений (МП “Самараводоканал“) от транзитной организации (ООО “МНСК“), с учетом того, что в спорный период доля истца в общей сумме платежей абонентов ответчика составили 82,3%, соответственно переплата составила 3 467 217 рублей.

До принятия решения истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер требований до 2 889 436 рублей 40 копеек и уточнил правовые основания на которых основан иск - статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008, иск удовлетворен.

Судебные инстанции удовлетворяя иск признали обоснованными требования истца, поскольку денежные средства, уплаченные ответчиком за сброс загрязняющих веществ на счет МП “Самараводоканал“, должны пропорционально компенсироваться исходя из размеров допустимых концентраций загрязняющих
веществ и объема водоотведения каждого из абонентов в общем объеме сточных вод, однако, поскольку в спорный период напорный самоточный коллектор получил от всех своих абонентов дополнительные платежи, исчисленные по методике на общую сумму 4 212 735 рублей, истец вправе требовать возврата излишне оплаченной суммы.

В кассационной жалобе ООО “Межрайонный напорный самоточный коллектор“, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить, как принятые по неполно выясненным обстоятельствам, в частности, судебные инстанции не учли, что ООО “МНСК“ является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в собственности которого находятся канализационные сети, факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ истцом считается доказанным, кроме этого порядок взимания платежей утвержден постановлением главы г. Самара от 24.10.1994 N 1497, ошибочно приняты за основу данные о составе загрязняющих веществ и сумме платежей которые использовались при расчетах между ответчиком и МП “Самараводоканал“.

Представитель ООО “МНСК“ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель ООО “Алексеевское“ возражал против удовлетворения жалобы и отменены оспариваемых судебных актов.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с договором от 01.01.2006 N 1, в редакции протокола разногласий от 25.01.2006 и от 01.02.2006, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью “МНСК“ (организация канализационного хозяйства) и ООО “Алексеевское“ (абонент), организация обязуется осуществлять прием в канализационный коллектор сточных вод в количестве 394 000 кубических метров в год.

Пунктом 4.5 названного договора стороны предусмотрели, что за превышение нормативного сброса сточных вод в систему канализационного коллектора с абонента взыскивается
повышенная плата, размер которой определяется из общего водоотведения и концентрации загрязнения в сточных водах.

Согласно пункту 4.6 договора в случае присутствия в сточных водах, сбрасываемых абонентом, загрязняющих веществ, превышающих нормативные требования по составу сточных вод, производится взимание дополнительных платежей, размер которых определяется по результатам анализов, проводимых МП “Самараводоканал“ в контрольных точках отбора проб абонента.

В период с 29.11.2007 по 20.12.2007 с участием представителей ООО “МНСК“ и ООО “Алексеевское“ отобраны пробы сточных вод для проведения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем в соответствии с условиями договора составлены акты.

На основании лабораторного анализа проведенного ООО “Центр мониторинга водной и геологической среды“ (протокол КХА от 25.12.2007 N 593), за сброс загрязняющих вредных веществ в городскую систему канализации к оплате предъявлена счет-фактура от 10.01.2008 N 00007 на сумму 3 467 217 рублей 24 копеек.

В письме от 07.11.2007 N 319 общество “Алексеевское“ подтвердило, что оплата за сброс загрязняющих веществ за 4 квартал 2006 года - 1 квартал 2007 года будет произведена после согласования объема сброса сточных вод и подписания акта сверки.

Оплата за сброс загрязняющих веществ за 4 квартал 2006 года обществом “Алексеевское“ в размере 3 467 217 рублей 24 копеек подтверждается платежным поручением от 09.04.2008 N 539; 540; от 10.04.2008 N 544; 545; от 11.04.2008 N 548; 549; от 14.04.2008 N 552; 553.

Спорные оплаты были учтены сторонами при сверке расчетов по состоянию на 14.05.2008.

Вместе с тем, отношения между МП “Самараводоканал“ и ООО “Межрайонный напорный самоточный коллектор“ в спорный период регулировались договором от 03.06.2006 N 405/06, по условиям которого муниципальное предприятие отпускает питьевую воду и принимает сточные воды
в систему канализации.

Из приложения к договору от 03.06.2006 3 405/06 следует, что ООО “МНСК“ имеет на своем балансе канализационные коллекторы, насосные станции, аварийно-диспетчерский пункт.

Для учета сброса стоков принимаемых ООО “МНСК“ линия оборудована узлом учета, а также по сетям канализации определены субабоненты, в том числе и общество с ограниченной ответственностью “Алексеевское“.

Согласно балансовой схемы объем стоков распределяется: население 63,9% (184032 кубических метров/ месяц), бюджетные организации 1,29% (3715 кубических метров/месяц), хозрасчетные предприятия 34,81% (100253 кубических метров/месяц).

Истец, определяя количество загрязняющих веществ по данным общества “МНСК“, в соответствии с которыми производились расчеты с МП “Самараводоканал“ за спорный период, считает, что доля общества “Алексеевское“ в общей сумме платежей составляет 567 780 рублей, следовательно, 2 899 436 рублей 40 копеек считаются излишне оплаченными.

Содержащиеся в судебных актах выводы о том, что возмещение субарендатором дополнительной платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в данном конкретном случае должно производиться исходя из суммы оплаченной абонентом как лицом, осуществляющим транзит сточных вод предприятию водно-канализационного хозяйства, с определением доли каждого субабонента, не основаны на материалах дела и действующем законодательстве.

Вероятно, имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.1999 N 167 (далее - Правила), под нормативами водоотведения или нормативами сброса следует понимать установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбору) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.

Пунктом 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

Из
материалов дела следует, что канализационный коллектор общества “МНСК“ присоединен к системе канализации г. Самары и осуществляет сток абонентов, в свою очередь МП “Самараводоканал“ осуществляет прием, очистку и сброс очищенных сточных вод в поверхностные водоемы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и запрещающих веществ в системы канализации населенных пунктов“ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют взимание платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

На основании постановления администрации Самарской области от 05.08.1999 N 259 “О порядке определения платы и взимания платежа за загрязнение окружающей среды“ администрацией г. Самары постановлением от 24.10.1994 N 1497 утвержден Временный порядок определения платы и взимания платежа за загрязнение окружающей природной среды.

Пунктами 4; 6.10.2 названного постановления N 1497 определен механизм начисления и взимания соответствующих платежей, а также определена процедура отбора проб на предприятиях.

Протоколами качественного химического анализа сточных вод подтвержден сброс ООО “Алексеевское“ сточных вод, качество которых не соответствует нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ.

Основанием для начисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ применительно к данному спору является контрольный отбор проб, анализ их состава и расчет, произведенный на основании утвержденной методики с применением соответствующих коэффициентов.

Таким образом, судебные инстанции при определении размера платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в сточные воды, ошибочно исходили из иного порядка, а именно в соответствии с данными о загрязнении сточных вод и загрязняющих веществ, сбрасываемых обществом “МНСК“ в систему канализации МП “Самараводоканал“.

Нельзя признать правильными и выводы суда, что при существующем нормативном регулировании порядка определения платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ
не допускается определение долей каждого из субабонентов в общей сумме платежей оплаченной одним предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (ООО “МНСК“) другому.

Суду первой инстанции следовало дать правовую оценку, не приведет ли использование данных общества “МНСК“ о превышении нормативов по составу сточных вод, определяемых в соответствии с условиями договора от 03.06.2006 N 405/06, заключенного с МП “Самараводоканал“, к освобождению общества “Алексеевское“ (субабонента) от взимания дополнительных платежей за загрязнение окружающей среды размер которых подтвержден результатами проведенных анализов.

Оставлены без надлежащей оценки и те факты, что ООО “Алексеевское“ систематически допускает превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в сеть коммунальной канализации, о чем свидетельствует письмо МП “Самараводоканал“ от 15.04.2008 N 1/9-672, а также протокол исследования сточной воды от 28.03.2008 N 223 составленный соответствующей лабораторией МП “Самараводоканал“.

Разрешая спор и определяя размер дополнительных платежей за превышение нормативов по данным ООО “МНСК“, которые были положены в основу расчетов с МП “Самараводоканал“ по договору от 03.06.2006 N 405/06, заключенного между ними, судебная инстанция не исследовала вопроса о привлечении собственника очистных сооружений, как получателя компенсационных средств за негативное воздействие на окружающую среду в качестве участника процесса.

Принимая за основу принцип пропорциональности возмещения платежей между всеми субабонентами общества “МНСК“ и определении доли истца в сумме платежей, судебные инстанции не оценили и возможности привлечения их в качестве третьих лиц без самостоятельных требований.

Оставлены судом без внимания и правовой оценки доводы ответчика о том, что ущерб агрессивными сбросами самой системе канализации должен определяться при отборе соответствующих проб, соответственно размер платы, определяемый для субабонентов ООО “МНСК“, может не совпадать с суммой платы за превышение загрязняющих веществ, поступающих
в очистные сооружения МП “Самараводоканал“.

Следует признать несостоятельными выводы суда относительно применения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу названной нормы основанием иска являются факты и обстоятельства, а не нормы права, следовательно, ссылки общества “Алексеевское“ на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации сами по себе не могут рассматриваться как новые основания иска.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 4664/07 и от 13.09.2005 N 4261/05.

Таким образом, судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением материального и процессуального права.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать поставленные выше вопросы, а также дополнительно оценить пункт 4.6 договора от 01.01.2006, по условиям которого размер загрязняющих веществ для сторон должен определяться по результатам анализов, проводимых МП “Самараводоканал“ в контрольных точках отбора проб общества “Алексеевское“.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А55-6626/2008 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Судебные расходы распределить суду, вновь рассматривающему дело.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.