Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.02.2009 по делу N А65-3956/2008 Иск о взыскании долга по государственному контракту удовлетворен правомерно, поскольку ответчик выполненные по договору работы принял без замечаний, доказательств оплаты в полном объеме выполненных работ не представил.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2009 г. по делу N А65-3956/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по делу N А65-3956/2008

по иску государственного учреждения “Экологический факультет Казанского государственного университета, г. Казань, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о взыскании 531050 руб.,

третье лицо: Экологический фонд Республики Татарстан, г. Казань,

установил:

государственное учреждение “Экологический факультет Казанского государственного университета“ (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству
экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 531050 руб. долга.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Экологический фонд Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008, иск удовлетворены.

В кассационной жалобе Министерство просит отменить названные судебные акты либо изменить резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2008, ссылаясь на то, что задолженность за выполненные работы должна быть взыскана из бюджета Республики Татарстан с лицевого счета Экологического фонда Республики Татарстан как указано в контракте. Доводы Министерства подробно изложены в кассационной жалобе и подтверждены его представителем в судебном заседании.

Представитель Учреждения в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонил и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

В соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Экологический фонд Республики Татарстан надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание не направил.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 10 минут 12.02.2009.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 03.07.2006 между Министерством (Заказчик) и Учреждением (Исполнитель) заключен государственный контракт N 06ДЭФ-42н, в соответствии с пунктом 1.1 которого Исполнитель принял на себя обязательство по разработке государственной информационной системы природопользования Республики Татарстан, а Заказчик обязался принять и оплатить выполненные объемы работ. Стоимость работ по
контракту определялась сметой затрат и составляла 1000000 руб. (пункт 2.1 контракта).

Работы по данному контракту истцом выполнены и приняты ответчиком без замечаний по акту сдачи-приемки работы от 22.12.2006 на общую сумму 998 200 руб. В этом же акте отмечено, что научно-техническая продукция удовлетворяет условиям государственного контракта и технического задания и надлежащим образом оформлена. Однако Министерство оплатило выполненные работы не в полном объеме и за ним образовалась задолженность в сумме 531050 руб., что явилось основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1.1 контракта обязанность принять и оплатить выполненные работы лежит на заказчике. В пункте 2.4 контракта предусмотрено, что окончательная оплата за выполненные работы производится после принятия отчетных документов на основании акта сдачи-приемки выполненных работ. За невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по контракту имущественную ответственность несут стороны (пункт 5.1 контракта).

Таким образом, как правильно отметили судебные инстанции, в соответствии с условиями государственного контракта заказчиком выступает ответчик и, соответственно, в силу пункта 1 статьи 702, пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации на него возлагается обязанность по оплате выполненных работ. Экологический фонд Республики Татарстан стороной обязательств по названному контракту не является. При этом условия финансирования контракта, как и их источник, значения не имеют, поскольку обязательство по оплате добровольно и в разумный срок не исполнено.

С учетом того, что
ответчик принял выполненные по договору работы без замечаний, доказательств оплаты в полном объеме выполненных работ не представил, суды правомерно удовлетворили требования истца о взыскании с ответчика 531 050 руб. долга.

Изложенные в кассационной жалобе требования Министерства о признании исполнительного листа от 30.09.2008 N 256900 ничтожным и его отзыве являются новыми, не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, решения по нему не выносилось, следовательно, не могут быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.

Обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами первой и апелляционной инстанций, доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по делу N А65-3956/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.