Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2009 по делу N А26-8371/2009 Заявление о признании недействительными предписаний в части выводов о незаконно произведенных расходах удовлетворено, так как бюджетные средства использованы Министерством лесного комплекса РК на цели, соответствующие правовым основаниям их получения, произведены за счет экономии средств, то есть основания для оформления предписания в части незаконного использования средств федерального бюджета отсутствуют.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 октября 2009 г. по делу N А26-8371/2009

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шатина Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Министерства лесного комплекса Республики Карелия

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия

о признании недействительным предписания от 08.06.2009 г. N 06-02-9/65

при участии представителей:

заявителя - Шершаковой Е.Н., Алешиной С.С. (доверенности в деле),

ответчика - Цурикова И.В. (доверенность в деле);

Судебное заседание открыто 05 октября 2009 года в 11 час. 30 мин., в связи с
необходимостью представления ответчиком дополнительных документов объявлен перерыв до 10 час. 30 мин. 09 октября 2009 года.

установил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...подпунктом 6 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 92.10.2002 N 729...“ имеется в виду “...подпунктом “б“ пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729...“.

Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия о признании недействительным, как не соответствующего Бюджетному кодексу Российской Федерации, предписания от 08.06.2009 N 06-02-9/65 о признании недействительным предписания от 08.06.2009 г. N 06-02-9/65 в части выводов о незаконно произведенных расходах за счет средств субвенций из федерального бюджета по возмещению командировочных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных), по нормам, превышающим установленные подпунктом 6 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 92.10.2002 N 729.

Ответчик, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Территориальное управление), заявление не признает, полагая, что Министерством нарушены положения статей 70, 85, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением проведена проверка целевого использования Министерством субвенций, предоставленных из федерального бюджета, на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за 2008 год, о чем составлен акт от 26.05.2009 (л.д. 14-31). В ходе проверки было установлено, что Министерство
в нарушение статей 70, 85, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ производило оплату суточных за счет субвенций, полученных из федерального бюджета, в размерах, превышающих установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации“. Незаконное использование средств федерального бюджета составило 76 500 руб. Основанием для таких выводов послужил приказ Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 26.05.2008 N 317 об установлении размера суточных в повышенных размерах со ссылкой на Распоряжение Правительства Республики Карелия от 13.02.2008.

По результатам проверки вынесено Предписание от 08.06.2009 N 06-02-9/65 по устранению выявленных нарушений, Министерству лесного комплекса Республики Карелия предложено возместить 76,5 тыс. рублей незаконно произведенных расходов (л.д. 9-11).

Не согласившись с Предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности.

В то же время, поскольку организации могут иметь различный источник финансирования, порядок установления размера любых расходов за счет такого источника должен определяться с учетом положений специального законодательства. Особенности установления расходов, осуществляемых из бюджетов всех уровней, предусмотрены действующим бюджетным законодательством. Именно наличием различных источников финансирования и специальных норм, регламентирующих порядок расходов средств за счет соответствующих бюджетов, обусловлены особенности формы и субъекта, утверждающегося объем таких расходов.

При этом действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для всех
работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.

Гарантии возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам бюджетной сферы регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета“ (далее - Постановление N 729). Подпунктом “б“ пункта 1 Постановления N 729 нормирование суточных предусмотрено из расчета 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке. При этом возмещение расходов в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в силу пункта 2 Постановления N 729, производится в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание.

Пунктом 3 данного Постановления определено, что расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 того же Постановления, а также иные расходы, связанные со служебными командировками (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя), организации возмещают за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Следовательно, право организаций, финансируемых из федерального бюджета, на установление нормы суточных в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в большем размере, чем предусмотрено указанным постановлением, при наличии средств из других источников, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности, а также
за счет экономии, не ограничено. Таким образом, Постановление N 729 ограничивает только размер расходов на командировки, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не ограничивая их размера, если они покрываются за счет других источников, и, не ставя организации, финансируемые из федерального бюджета, в неравное положение с другими организациями при применении статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации.

Понятие “субвенции“ дано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации - это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, в силу статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает в себя (в том числе) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 26.05.2008 N 317 с 1 марта 2008 года установлены размеры расходов, связанные со служебными командировками, предусматривающие возмещение расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства в размерах:

- при направлении работника в командировку в г. Москву и г. Санкт-Петербург суточные в размере 500 руб. в сутки;

- при направлении в командировку в иные населенные пункты Российской Федерации - 200 руб. в сутки.

При этом в приказе имеется ссылка на Распоряжение Правительства Республики Карелия от 13.02.2008 N
194р-П. Данным распоряжением руководителям организаций, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия, рекомендовано при принятии локальных нормативных актов, определяющих размеры расходов, связанных со служебными командировками, предусматривать возмещение расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), в пределах средств, предусмотренных сметами расходов соответствующих организаций, в следующих размерах:

при направлении в служебную командировку в г. Москву и г. Санкт-Петербург - не более 700 рублей;

при направлении в служебную командировку в иные населенные пункты Российской Федерации - не более 300 рублей.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством также могут устанавливать размер суточных для организаций, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации, выше установленного Постановлением N 729, подтверждая тем самым, что государственные служащие, работающие в организациях, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации, не ставятся в неравное положению по сравнению с работниками организаций, не финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.2007 имеет N 74н, а не 74.

Согласно смете расходов на реализацию полномочий в области лесного хозяйства за счет средств субвенций на 2008 год (л.д. 41) по подстатье 212 “Прочие выплаты“ Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 24.08.2007 N 74 (куда относятся выплаты суточных при служебных командировках), Министерству выделено 2 974 700 руб., из отчета об исполнении бюджета по состоянию на 01.01.2009 года (л.д. 44-47) видно, что фактические расходы по этой статье составили 2 897 041,04 руб. Следовательно, бюджетные средства, выделенные по подстатье 212 “Прочие выплаты“, использованы Министерством на выплату суточных при служебных
командировках, в пределах ассигнований, выделенных на этим цели, экономия средств составляет 77 660 руб., следовательно, превышение норм суточных в данном случае не противоречит Постановлению N 729 и не может являться незаконным расходованием средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах суд считает, что бюджетные средства использованы Министерством на цели, соответствующие правовым основаниям их получения, произведены за счет экономии средств, в связи с чем у Территориального управления отсутствовали правовые основания для оформления оспариваемого Предписания.

Тот факт, что в приказе Министерства от 26.05.2008 N 317 “О командировочных расходах“ имеется ссылка на Распоряжение Правительства Республики Карелия от 13.02.2008 N 194р-П, не изменяет существа дела. Как пояснили представители Министерства в ходе судебного разбирательства, финансирование Министерства осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и за счет средств из бюджета Республики Карелия, иных источников дохода не имеется, спорные расходы произведены за счет средств экономии субвенций из федерального бюджета, что не опровергается Территориальным управлением.

Нарушений положений статей 85, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации“ в ходе судебного разбирательства со стороны Министерства не установлено.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление Министерства лесного комплекса Республики Карелия удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, Предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 08.06.2009 N 06-02-9/65 в части незаконного использования средств федерального бюджета в размере 76 500 руб.

2. Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия устранить допущенное нарушение
прав и интересов Министерства лесного комплекса Республики Карелия.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ШАТИНА Г.Г.