Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2009 по делу N А55-2300/2008 В признании недействительным аукциона по продаже муниципального имущества, проведенного фондом федерального имущества, отказано правомерно, поскольку фонду предоставлено право осуществлять продажу такого имущества на основании соответствующих соглашений, для заключения которых не требуется проведения конкурсного отбора. Фонд как государственное учреждение входит в систему органов государственной власти, в полномочия которых входит организация продажи имущества, в том числе и муниципального.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2009 г. по делу N А55-2300/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу N А55-2300/2008

по иску заместителя прокурора Самарской области в интересах муниципального образования городской округ Самара, к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ в лице филиала в Самарской области, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, индивидуальному предпринимателю Учирову О.Е., о признании недействительным аукциона,

установил:

заместитель прокурора Самарской области обратился в арбитражный суд с иском о признании аукциона, проведенного
25.12.07 специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ - филиал фонда в Самарской области, по продаже муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Венцека, д. 56, 1 этаж: комнаты N N 9 - 11, 13 - 15, площадью 133 кв. м. недействительным.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Прокуратура Самарской области просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В представленном отзыве Учиров О.Е. просит судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.

Представитель Учирова О.Е. с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия считает их неподлежащими отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.11.2007 г. между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ был заключен договор N ГОС-01/07/ПД об организации торгов, в соответствии с пунктом 1.1 которого агент обязуется за вознаграждение по поручению Департамента от его имени и за его счет в течение срока действия настоящего договора
организовывать и проводить торги на право заключения с Департаментом договоров купли-продажи объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Самара.

На основании указанного договора 25.12.2007 Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ - филиал фонда в Самарской области проведены торги в форме открытого аукциона по продаже муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Венцека, д. 56, 1 этаж: комнаты N N 9 - 11, 13 - 15, площадью 133,0 кв. м.

Информация о проведении 25.12.2007 оспариваемых торгов по продаже названного муниципального имущества была размещена в приложении N 1 от 24.11.2007 к газете “Земля и доля“ N 47 (146) от 24.11.2007.

По результатам проведения аукциона победителем аукциона по продаже муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Венцека, д. 56, 1 этаж: комнаты N N 9 - 11, 13 - 15, площадью 133,0 кв. м. признан индивидуальный предприниматель Учиров О.Е., что подтверждается протоколом N 3/1-25 от 25.12.2007 об итогах аукциона по продаже вышеуказанного объекта недвижимого имущества.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании торговой недействительными, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительным торгов является нарушение правил и процедуры проведения торгов. Аукцион согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации является формой торгов.

Порядок проведения торгов определен Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом “О приватизации государственного и муниципального имущества“, иными нормативными актами.

Правомерно не принят во внимание довод прокуратуры о том, что рыночная стоимость выставленного на торги объекта является недостоверной, в связи с чем не могла быть использована в качестве начальной цены продажи объекта, поскольку действия по оценке проводились до передачи имущества на торги и находятся за рамками процедуры проведения торгов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации.

Согласно пункту 2 статьи 12 указанного Закона начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ заказчику предоставляется право в том случае, если осуществляются поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, заключить гражданско-правовой договор у единственного поставщика, без соблюдения процедуры размещения муниципального заказа, установленной ФЗ РФ N 94-ФЗ от 21.07.2005 г., то есть без проведения конкурса.

В данном случае стоимость услуг по договору N ГОС-01/07/ПД от 22.11.2007 об организации торгов составила 100 000 рублей и
не превысила установленного Центрального банка Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 г. N 1843-У, действовавшему на момент заключения договора между Департаментом и Фондом, предельный размер расчета наличными денежными средствами между юридическим лицами составлял 100 000 рублей). В связи с чем, как правильно указали судебные инстанции, проведение Департаментом конкурса для размещения муниципального заказа на оказание услуг по организации аукциона в данном случае не требовалось.

Правомерно отклонен довод заявителя о передаче Фонду функций продавца в нарушение требований Положения “Об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 г. N 585, поскольку документов, подтверждающих, что оплата услуг по договору N ГОС-01/07/ПД производилась за счет средств местного бюджета или за счет внебюджетных источников финансирования прокуратурой Самарской области не представлено.

Фонду Постановлением Правительства Российской Федерации N 925 от 25.12.2002 (с изм. от 20.12.2006) предоставлено право осуществлять продажу муниципального имущества на основании соответствующих соглашений, для заключения которых не требуется проведение конкурсного отбора. Фонд, как государственное учреждение входит в систему органов государственной власти, в полномочия которых входит организация продажи имущества, в том числе и муниципального.

Согласно части 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права, либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

Как правильно указали судебные инстанции, в данном случае Фонд является именно такой специализированной организацией, которая вправе была в соответствии со своими полномочиями, установленными Уставом
Фонда, заключить с Департаментом договор на оказание услуг по организации торгов и провести торги. При этом для заключения данного договора не требовалось проведение конкурсного отбора.

Более того, договор на организацию торгов является агентским договором, в связи с чем, согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктам 1.2, 2.1, 2.2. договора предусматривают право и обязанности Фонда как агента на совершение всех действий по поручению Департамента, от его имени и за его счет, на основании выданных Департаментом доверенностей.

Кроме того, обстоятельства соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Положения “Об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе“ при заключении договора на организацию торгов уже были предметом рассмотрения по арбитражному делу N А55-2798/2008, в рамках которого Прокуратурой был заявлен иск о признании недействительным договора на организацию торгов, который постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 был отклонен.

Судами обоснованно отклонены доводы заявителя о ненадлежащем опубликовании информационного сообщения о проведении аукциона о продаже муниципального имущества, поскольку требования части 2 статьи 15 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“, в соответствии с которой информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в средстве массовой информации, определенном органами местного самоуправления, в данном случае нарушены не были.

Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, повторяется все то, на что ссылалось ранее, и это отражено в принятых судебных актах.

Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебные акты законны и
отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу N А55-2300/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.