Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 по делу N А65-6871/2008 В период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации (внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии) налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов в бесспорном порядке, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2009 г. по делу N А65-6871/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2009.

Полный текст постановления изготовлен 22.01.2009.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан, п.г.т. Богатые Сабы Республики Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А65-6871/2008

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан к Открытому акционерному обществу “Кукморская контора по сбыту и реализации топлива“, п. Кукмор Кукморского района Республики Татарстан, ликвидатору Залялетдинову Б.У., г. Казань, о признании действия ликвидатора
Открытого акционерного общества “Кукморская контора по сбыту и реализации топлива“ Залялетдинова Б.У. по представлению нулевого ликвидационного баланса задолженности перед бюджетом неправомерным; о признании за должником - Открытым акционерным обществом “Кукморская контора по сбыту и реализации топлива“ задолженности по обязательным платежам перед бюджетом в размере 2 108 613,79 руб., в том числе 1 194 208,43 руб. недоимки, 830 096,66 руб. пеней, 84 308,70 руб. штрафа,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Открытому акционерному обществу “Кукморская контора по сбыту и реализации топлива“, п. Кукмор Кукморского района Республики Татарстан, ликвидатору Залялетдинову Б.У., г. Казань, о признании действия ликвидатора Открытого акционерного общества “Кукморская контора по сбыту и реализации топлива“ Залялетдинова Б.У. по представлению нулевого ликвидационного баланса задолженности перед бюджетом неправомерным; о признании за должником - Открытым акционерным обществом “Кукморская контора по сбыту и реализации топлива“ задолженности по обязательным платежам перед бюджетом в размере 2 108 613,79 руб., в том числе 1 194 208,43 руб. недоимки, 830 096,66 руб. пеней, 84 308,70 руб. штрафа.

Арбитражным судом Республики Татарстан в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято уточнение предмета заявленных требований, налоговый орган просил взыскать задолженность по обязательным платежам перед бюджетом в размере 1 463 466,54 руб., в том числе 808 642,43 руб. недоимки, 654 824,11 руб. пеней.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008, в удовлетворении заявления налогового органа отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился
в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Ответчик по делу, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своего представителя для участия в нем не направил, отзыв на кассационную жалобу не представил.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 20.01.2008.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1095-р от 16.08.2005 было принято решение о ликвидации Открытого акционерного общества “Кукморская контора по сбыту и реализации топлива“ и формировании ликвидационной комиссии, о чем 22 августа 2005 года и 23 августа 2005 года внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В Вестнике государственной регистрации 05 октября 2005 года была помещена публикация о ликвидации общества и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации.

В установленный срок (13.10.2005) налоговый орган предъявил ликвидатору требование об уплате налогов и сборов по состоянию на 05.10.2005 на общую сумму 2 843 990,12 руб. для включения в реестр требований кредиторов.

Ликвидатором об отказе
в удовлетворении требования кредитора в лице налогового органа либо несогласии с предъявленной суммой задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, указанной в требовании по состоянию на 05.10.2005, заявлено не было, спорная сумма задолженности не погашена и в промежуточном ликвидационном балансе данная задолженность перед бюджетом не отражена, в связи с чем налоговый орган обратился за взысканием указанной задолженности по налогам и сборам (с учетом уточнения) в арбитражный суд.

Решением суда первой инстанции от 03.07.2008 в удовлетворении заявления налогового органа отказано.

Апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции, признал правомерным вывод суда первой инстанции со ссылкой на статью 49, 69 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 63 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. В период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создания ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов в бесспорном порядке, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Следовательно, выставление требования на уплату налогов (сборов) и пеней в период нахождения общества в стадии ликвидации не соответствует нормам налогового и гражданского законодательства, а также нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.

Судебная коллегия
выводы суда первой инстанции и апелляционного суда считает ошибочными, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидатора требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации, однако, это не привело к принятию незаконных судебных актов по отказу в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании спорной суммы задолженности.

Статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Налоговый орган вправе обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика.

В случае отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы налогов и пеней либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования налоговый орган согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации.

Кроме того, положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации не исключают предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания. Указанное право налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.

Возможность принудительного взыскания утрачивается, в том числе при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, то есть по истечении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пеней) (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской
Федерации).

При этом данный срок для обращения налогового органа в суд в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Данный срок является пресекательным и подлежит применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

В рассматриваемом случае налоговый орган таким правом в установленные сроки не воспользовался, что повлекло утрату возможности принудительного взыскания задолженности в судебном порядке и, как следствие, правомерный отказ в удовлетворении требований налогового органа.

Довод налогового органа, изложенный в кассационной жалобе, о том, что ликвидатором была признана и отражена в промежуточном ликвидационном балансе задолженность по налогам и сборам в сумме 557,7 тыс. руб. и задолженность перед внебюджетными фондами в размере 49,3 тыс. руб., и данному обстоятельству судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка, судебной коллегией отклоняется, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, на основании какого(их) требования(ий) по уплате налогов (сборов) включены ликвидатором в промежуточный ликвидационный баланс указанные выше суммы задолженности.

Между тем, налоговый орган основывает свое обращение за принудительным взысканием в судебном порядке задолженности по налогам (сборам) за неисполнение ликвидатором требования по состоянию на 05.10.2005, а из материалов дела следует, что налоговый орган выставлял ликвидатору последующие требования об уплате налогов (сборов), пеней в течение 2006, 2007, 2008 годов до составления им промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на 01.03.2008, а доказательства неуплаты ликвидатором включенной в промежуточный ликвидационный баланс суммы задолженности налоговым органом также не представлено и в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба налогового
органа - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на налоговый орган.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А65-6871/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.