Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2009 по делу N А26-8348/2009 Требование о признании незаконным постановления о привлечении к ответственности за нарушение правил ремонта и содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии удовлетворено, так как административным органом не дана оценка субъективной стороне правонарушения, заявитель не относится к лицам, уполномоченным осуществлять содержание, эксплуатацию, ремонт дорог и дорожных сооружений, на момент составления протокола у ответчика имелось постановление прокурора о возбуждении производства, что исключает составление протокола по тому же факту.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2009 г. по делу N А26-8348/2009

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 05 октября 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Кришталь Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального строительного учреждения “Строительное жилищное агентство города Костомукши“

к Отделению государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по г. Костомукша

об отмене постановления N 10 ПЮ 002209 от 27.08.2009 по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Пахомовой Т.Н., юрисконсульта, доверенность от 20.08.2009,

от ответчика - не явился, извещен,

установил:

муниципальное строительное учреждение “Строительное
жилищное агентство города Костомукши“ (далее - заявитель, МСУ “СЖА“, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Отделению государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по г. Костомукша (далее - ответчик, ОГИБДД Отдела внутренних дел по г. Костомукша, административный орган) об отмене постановления N 10 ПЮ 002209 от 27.08.2009 по делу об административном правонарушении.

Оспариваемым постановлением Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб. за нарушение правил ремонта и содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, выразившееся в отсутствии дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.11, 1.12 на улицах Антикайнена, Горняков, Калевала, шоссе Горняков в г. Костомукша.

В обоснование требования заявитель ссылается на то, что он не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку не осуществляет ремонт и содержание дорог г. Костомукша. При этом заявитель указывает, что в соответствии с договором N 158-08 от 30.12.2008, заключенным между Администрацией Костомукшского городского округа и МСУ “СЖА“, последнему переданы функции заказчика по благоустройству городских территорий, капитальному строительству, реконструкции, проектным работам, в том числе по осуществлению технического контроля за выполнением работ по благоустройству городских территорий. В рамках реализации возложенных на него функций Учреждением по результатам открытого конкурса 10.12.2008 заключен муниципальный контракт N 150-08 с обществом с ограниченной ответственностью “Костомукшская строительная компания“ (далее - ООО “КСК“), согласно которому ООО “КСК“ приняло на себя обязательства по содержанию муниципальных дорог. При этом заявитель полагает, что субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, является непосредственный исполнитель работ - ООО “КСК“.

В отзыве на заявление ответчик требование
не признал, указал, что отсутствие дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.11, 1.12 в соответствии с утвержденной схемой горизонтальной разметки г. Костомукши свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны МСУ “СЖА“ за выполнением работ по содержанию муниципальных дорог подрядчиком - ООО “КСК“.

В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителя надлежащим образом извещенного ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требование по основаниям, изложенным в заявлении. На вопрос суда пояснила, что муниципальное имущество, в том числе магистральные дороги г. Костомукши, в оперативное управление либо хозяйственное ведение Учреждению не передавалось. Представитель также пояснила, что работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки были проведены подрядчиком, ООО “КСК“, и приняты заказчиком, МСУ “СЖА“, 07.08.2009.

Заслушав представителя заявителя, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные ответчиком материалы дела об административном правонарушении, суд считает установленными следующие обстоятельства.

04.08.2009 должностными лицами ОГИБДД Отдела внутренних дел по г. Костомукша по поручению прокуратуры г. Костомукша была проведена проверка текущего состояния дорог и улиц города. По результатам проверки государственным инспектором дорожного надзора Кучук В.И. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 04.08.2009, в котором указано, что на шоссе Горняков, ул. Антикайнена, пр. Горняков, ул. Калевала отсутствует дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6, 1.11, 1.12 в соответствии с утвержденной схемой горизонтальной разметки г. Костомукша.

Данный факт послужил основанием для вынесения прокурором г. Костомукша постановления от 12.08.2009 о возбуждении в отношении МСУ “СЖА“ дела
об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ. В постановлении указано на отсутствие в полном объеме линий горизонтальной разметки в соответствии со схемой разметки г. Костомукша.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки переданы прокурором по подведомственности в Отдел внутренних дел по г. Костомукша для решения вопроса о привлечении Учреждения к административной ответственности.

20.08.2009 государственным инспектором дорожного надзора Кучук В.И. в отношении Муниципального строительного учреждения “Строительное жилищное агентство города Костомукши“ составлен протокол N 10 АЮ 001914 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ. В протоколе указывается на нарушение Учреждением пункта 13 “Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения“ и пункта 4.2 ГОСТа Р 50597-93 “Технические средства организации дорожного движения. Типы и основные Параметры. Общие технические требования“.

Постановлением начальника ОГИБДД Отдела внутренних дел по г. Костомукша Тихонина С.А. от 27.08.2009 N 10 ПЮ 002209 Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Муниципальное строительное учреждение “Строительное жилищное агентство города Костомукши“ в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Оценив вышеуказанные обстоятельства дела, а также доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных
участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ (далее - Закон 196-ФЗ) понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Указанная норма права является бланкетной. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Статьей 12 Закона N 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно статьям 21, 22 Закона 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств“, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004),
установлены правила применения технических средств организации дорожного движения. Согласно пункту 3.1 ГОСТа Р 52289-2004 к техническим средствам относятся: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство. В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ Ра 52289-2004 под дорожной разметкой понимаются линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.

ГОСТом Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221, установлены требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 указанного ГОСТа 4.2.1. разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами; дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии); дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.

Все требования стандарта являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Пунктом 13 “Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения“, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено,
что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Следовательно, с учетом вышеназванных нормативных положений, субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание, эксплуатацию и ремонт дорог и дорожных сооружений.

Как установлено в судебном заседании, муниципальные (магистральные) дороги г. Костомукша в оперативное управление, хозяйственное ведение МСУ “СЖА“ не передавались, на обслуживании у Учреждения не находятся. Договором N 158-08 от 30.12.2008, заключенным между Администрацией Костомукшского городского округа и МСУ “СЖА“, на Учреждение возложены функции заказчика по благоустройству городских территорий (содержание и ремонт), а также обязанности по осуществлению технического контроля за выполнением работ по благоустройству городских территорий, участию в работе комиссии по обследованию муниципальных дорог, уличного освещения и железнодорожных переездов. В рамках реализации переданных ему функций Учреждением (заказчик) по результатам открытого конкурса 10.12.2008 заключен муниципальный контракт N 150-08 с ООО “КСК“ (исполнитель), согласно которому ООО “КСК“ приняло на себя обязательства по содержанию муниципальных дорог. Пунктом 4.2 муниципального контракта установлена обязанность исполнителя обеспечивать качественное выполнение порученных работ в соответствии с действующими нормами, нормами эксплуатации и условиями муниципального контракта и Положения о системе качества содержания муниципальных дорог (Приложение N 2 к контракту). Пунктом 2.2 названного Положения к летнему содержанию дорог отнесено производство работ по устройству дорожной разметки. Приложением N 1 к муниципальному контракту предусмотрен Перечень объектов обслуживания (содержания) в 2009 году, в числе которых магистральные дороги площадью 176304 кв.
м. Приложением N 3 к муниципальному контракту “Ведомость договорной цены по содержанию муниципальных дорог Костомукшского городского округа на 2009 год“ предусмотрены объем работ по устройству дорожной разметки и цена работ. Муниципальный контракт вступил в силу 01.01.2009 и действует по 31.12.2009.

Таким образом, в силу заключенного муниципального контракта N 150-08 от 10.12.2008 лицом, уполномоченным осуществлять содержание муниципальных дорог г. Костомукши и ответственным за нанесение дорожной разметки на указанных дорогах, является ООО “КСК“. Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на дорогах г. Костомукши были проведены ООО “КСК“ и приняты МСУ “СЖА“ 07.08.2009.

Вместе с тем, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления административным органом не дана оценка субъективной стороне совершенного административного правонарушения с учетом возложенных на Учреждение функций и заключенного муниципального контракта N 150-08, а также не представлены доказательства вины Учреждения во вмененном ему правонарушении. Напротив, в материалах дела имеются: План работ на летний период по содержанию муниципальных дорог на 2009 год, разработанный МСУ “СЖА“ и утвержденный Администрацией Костомукшского городского округа, из которого усматривается, что работы по нанесению дорожной разметки запланированы на июль 2009 года, акт обследования улично-дорожной сети г. Костомукши от 22.06.2009 с участием МСУ “СЖА“, заявки N 445 от 18.06.2009, N 448 от 19.06.2009 о подготовке коммерческого предложения и предложении заключить контракт на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, направленные МСУ “СЖА“ в адрес ООО “КСК“, письмо от 04.08.2009 N 535 с предупреждением о применении к исполнителю по муниципальному контракту штрафных санкций за июль 2009 г. за невыполнение работ по нанесению дорожной
разметки, акт по содержанию дорог от 07.08.2009 о применении к исполнителю штрафных санкций, акт приемки выполненных работ от 07.08.2009, согласно которому работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки по улицам г. Костомукша выполнены в полном объеме. Указанные доказательства опровергают довод ответчика о ненадлежащем контроле со стороны МСУ “СЖА“ за выполнением работ по содержанию муниципальных дорог подрядчиком - ООО “КСК“.

Кроме того, как указывалось выше, статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог лицами, уполномоченными осуществлять содержание, эксплуатацию и ремонт дорог и дорожных сооружений, к коим заявитель не относится ни в силу закона, ни в силу заключенного договора N 158-08 от 30.12.2008.

Помимо этого, суд считает необходимым отметить, что на момент составления должностным лицом ОГИБДД протокола об административном правонарушении N 10 АЮ 001914 от 20.08.2009 у ответчика имелось постановление прокурора г. Костомукша от 12.08.2009 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, что в силу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ исключает составление протокола об административном правонарушении по тому же факту.

При таких обстоятельствах, постановление N 10 ПЮ 002209 от 27.08.2009 является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление N 10 ПЮ 002209 по делу об административном правонарушении, вынесенное 27.08.2009 начальником ОГИБДД Отдела внутренних дел по г. Костомукша Тихониным С.А., о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ Муниципального строительного учреждения “Строительное жилищное агентство города Костомукши“ (место нахождения: г. Костомукша, ул. Ленина, д. 2, основной государственный
регистрационный номер 1021000880966).

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

КРИШТАЛЬ Н.А.