Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2009 по делу N А26-5306/2009 В удовлетворении требования о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, отказано, поскольку в нарушение требований законодательства решение о привлечении к налоговой ответственности не содержит обстоятельств выявленного нарушения и ссылки на документы, которые его подтверждают.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2009 г. по делу N А26-5306/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловской А.В..

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия

к предпринимателю Ф.И.О. br>
о взыскании 386 руб. 40 коп.

при участии представителей:

заявителя, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия, - Ф.И.О. ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт), по доверенности N 2 от 11.01.2009,

ответчика, предпринимателя Ф.И.О. - не явился,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к предпринимателю Ф.И.О. (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 386 руб. 40 коп. штрафа за непредставление в срок сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее - Закон).

В обоснование требований заявитель указал, что в нарушение установленной статьями 11, 17 Закона обязанности представлять индивидуальные сведения о стаже и заработной плате застрахованных лиц за 2008 год не позднее 01 марта 2009 года ответчик их не представил.

Решением начальника Управления от 20.04.2009 N 21 предприниматель Петько З.М. привлечена к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 386,40 руб. - 10% от суммы страховых взносов, подлежащих к уплате за отчетный период, который было предложено уплатить добровольно в срок до 06 мая 2009 года, установленный в требовании N 21 от 20 апреля 2009 года.

Неисполнение решения в добровольном порядке явилось основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал требование о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения представителя Пенсионного фонда, изучив материалы дела и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Актом камеральной проверки N 47 от 27 марта 2009 года зафиксирован факт непредставления предпринимателем в установленный срок индивидуальных сведений об уплате фиксированного платежа в срок не позднее 02 марта 2009 года.

Решением начальника Управления от 20 апреля 2009 года предприниматель Петько З.М привлечена к ответственности в виде штрафа в сумме 386,40 руб.

Требованием N 21 по состоянию на 20.04.2009 года ответчику предложено уплатить штраф добровольно в срок до 06 мая 2009 года, однако указанное требование не исполнено.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Закон N 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство. Пункт 1 статьи 10 определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев. Следовательно, Закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя. Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с названным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Поскольку в материалах дела отсутствуют такие доказательства, то предприниматель к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом N 27-ФЗ, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо
сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

Суд принимает во внимание также следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах. Поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка в отношении предпринимателя Петько З.М.

Согласно п. 2 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в акте налоговой проверки указываются, в числе прочих, следующие данные: дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки); перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; период, за который проведена проверка; даты начала и окончания налоговой проверки; документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Из текста акта проверки N 47 от 27.03.2009 не следует, какой период деятельности предпринимателя и какие документы проверялись Пенсионным фондом, какие данные этих документов свидетельствуют о непредставлении предпринимателем “сведений об уплате фиксированного платежа не позднее 02 марта 2009 года“ (так в
акте проверки).

В соответствии с пунктом 2 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. В нарушение указанных требований закона в акте проверки от 27.03.2009 отсутствуют сведения, позволяющие сделать однозначный вывод о присутствии или отсутствии предпринимателя при составлении указанного документа.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрена обязанность вручения акта налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передачу акта иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки (а не в течение 10 дней, как указано в акте N 47) вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В силу пункта 2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась проверка, наделено правом участия в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Для этого руководитель (заместитель руководителя) проверяющего органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 101 Кодекса установлено, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных
для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.

Из материалов дела следует, что заявителем не проверялся факт надлежащего извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, - в решении Пенсионного фонда отсутствуют сведения об этом.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В нарушение указанных требований законодательства решение N 21 от 20.04.2009 не содержит обстоятельств выявленного нарушения и ссылки на документы, которые подтверждают выявленное нарушение, что не позволяют ни предпринимателю, ни суду проверит правильность выводов Пенсионного фонда.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный
суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ВАСИЛЬЕВА Л.А.