Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2009 по делу N А60-26495/2009-СР Иск о взыскании ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства, удовлетворен, поскольку факт допущенных ответчиком нарушений лесохозяйственных требований подтвержден материалами дела, расчет неустойки является правильным, процедура освидетельствования мест рубок не нарушена, ответчиком акт освидетельствования подписан без возражений.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2009 г. по делу N А60-26495/2009-СР

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2009 года

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.А. Куричева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Обуховой рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Государственного учреждения Свердловской области “Верхотурское лесничество“ (ИНН 6640003917)

к Индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (ИНН 662400322138)

о взыскании 91 705 руб. 00 коп.,

при участии в судебном заседании

от истца: Каргаполова Н.Н., представитель по доверенности N 2 от 13.02.2009,

от ответчика: Скутина А.Ю., представитель по доверенности 66В N 059322 от 26.10.2009

Лица, участвующие в деле, о времени и
месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Государственное учреждение Свердловской области “Верхотурское лесничество“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. ущерба в сумме 91705 руб. 00 коп., причиненного вследствие нарушения лесного законодательства.

Ответчик с требованиями не согласен, считает, что размер убытков истцом не подтвержден, поскольку работы связанные с рубкой леса ответчиком сданы за полгода до проведения освидетельствования и основания для наступления ответственности в соответствии со ст. 1064 ГК РФ отсутствуют.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

на основании плана работ разрешения АЛХ по Свердловской области N 02-1-20/2871 от 8.12.2006 г., Косьинскому лесничеству (ФГУ “Исовской лесхоз“, ныне ГУ СО “Исовской лесхоз“) был выписаны лесорубочные билеты N 101,102 от 18.12.2006 г. на общую кубомассу 3702 м3.

24 - 25 мая 2007 г. между ФГУ “Исовской лесхоз“ в лице директора Григорьева С.А. и индивидуального предпринимателя Краснова И.П. был заключен договор подряда на проходные рубки Косьинского лесничества (ныне Качканарское лесничество) в квартале 65, выдел 12, 14, 16, 17, по лесорубочному билету N 101, 102 от 18.12.2006 г. на общую кубомассу 2881 М куб..

С 01.01.2008 “Исовской лесхоз“ вошел в состав ГУ СО “Верхотурское лесничество“ (Указ губернатора Свердловской области N 12.08-УГ от 03.12.2007 “О создании ГУСО в области лесных отношений“).

Согласно графика освидетельствования ГУСО “Верхотурское лесничество“ 08.05.2008 провело окончательное освидетельствование, при котором установлено следующее нарушение: незаконная рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев в общем объеме
20 куб. м.

По результатам освидетельствования лесничеством составлен акт от 15.05.2008 г и произведен расчет неустойки по Правилам отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 551 от 01.06.1998, размер которой составил 65109 руб. 53 коп.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 09.07.2008 N 268 об уплате неустойки в добровольном порядке оставлена без ответа.

В связи с тем, что утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 г. N 551 Правила отпуска древесины на корню, устанавливающие порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины, а также размеры неустоек за нарушения лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда Российской Федерации, утратили силу с 01.04.2008 г., истец произвел перерасчет неустойки на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“, размер которой составил 91705 руб. 00 коп.

В связи с неисполнением ответчиком требования о возмещении ущерба в добровольном порядке, истец обратился в суд с иском о взыскании неустойки с индивидуального предпринимателя Краснова И.П. в сумме 91705 руб. 00 коп.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Во исполнение требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации о передаче осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьями 120, 124, 125, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области N 79-ПП от 07 февраля 2007 года приняты в государственную собственность Свердловской области федеральные государственные учреждения (лесхозы), в том числе, государственное учреждение Верхотурский лесхоз, безвозмездно передаваемые из собственности Российской Федерации в государственную
собственность Свердловской области и переименованы в областные государственные учреждения.

Государственное учреждение “Верхотурский лесхоз“ получило наименование: областное государственное учреждение “Верхотурский лесхоз“, постановлением Правительства Свердловской области от 22 октября 2007 года N 1030-ПП областные государственные учреждения (лесхозы) реорганизованы путем преобразования в государственные унитарные предприятия Свердловской области, которые постановлением Правительства Свердловской области от 06 октября 2008 года N 1072-ПП реорганизованы путем присоединения их к государственному унитарному предприятию Свердловской области “Лесохозяйственное производственное объединение“.

Указом Губернатора Свердловской области от 03 декабря 2007 года N 1208-УГ “О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений“ в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области созданы государственные учреждения Свердловской области, в том числе: государственное учреждение Свердловской области “Верхотурское лесничество“, утверждены их уставы.

Согласно статье 16 Устава государственного учреждения Свердловской области “Верхотурское лесничество“ целью его деятельности является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства лесов, в интересах Российской Федерации и Свердловской области. Учреждению предоставлено право предъявлять иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства.

В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

С учетом передачи полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в Свердловской области государственный лесной контроль и надзор осуществляется государственными учреждениями Свердловской области (лесничествами), в том числе государственным учреждением Свердловской
области “Верхотурское лесничество“.

Таким образом, в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области, органами государственной власти Свердловской области переданы полномочия государственного лесного контроля и надзора от одного государственного учреждения (лесхоза) другому государственному учреждению (лесничеству).

Государственное учреждение Свердловской области “Верхотурское лесничество“ является надлежащим истцом по настоящему делу.

К рассматриваемым отношениям по возмещению ущерба, нанесенного лесному фонду, применимы общие правила гражданского законодательства, регламентирующие основания привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда, закрепленные в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 названной статьи).

Частью 1 статьи 1064 того же Кодекса предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.

В соответствии с указанными положениями гражданского законодательства для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо установление совокупности условий: наличия и размера ущерба; неправомерности действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом; вины причинителя вреда. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий возложение имущественной ответственности не представляется возможным.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что факт допущенных ответчиком нарушений
лесохозяйственных требований подтверждается актом освидетельствования мест рубок от 15.05.2008 г. Расчет неустойки в сумме 91705 руб. 00 коп., начисленной по вышеуказанному акту освидетельствования составлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“ и является правильным, процедура освидетельствования мест рубок заявителем не нарушена. Ответчиком акт освидетельствования подписан, возражений по акту не представлено.

При этом ответчиком в материалы дела представлены: Акт N 19 от 20.11.2007 приемки-сдачи лесопродукции, Акт N 16 от 22.10.2007 приемки-сдачи лесопродукции, которые, по мнению заявителя, подтверждают исполнение договоров подряда от 24 - 25.05.2007 в полном объеме, а, кроме того, работы связанные с рубкой леса ответчиком сданы за полгода до проведения освидетельствования и основания для наступления ответственности в соответствии со ст. 1064 ГК РФ отсутствуют. Данный довод судом не принимается, поскольку по действующим в лесном законодательстве правилам освидетельствование мест рубок проводится в бесснежный период (см., например Приказ государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 г. N 130).

Кроме того, в соответствии с п. 2.4 договоров подряда от 24 - 25 мая 2007 года, заказчик (ФГУ “Исовский лесхоз“) обязуется провести освидетельствование мест рубок в 20-дневный срок после окончания работ, указанных в п. 2.1 настоящего договора или по окончании срока действия лесорубочных билетов.

Согласно п. 1.5 вышеназванных договоров подрядчик (ИП Краснов И.П.) обязан производить вывозку заготовленной древесины после освидетельствования заготовленной древесины лесничеством.

Таким образом, подписание актов приемки-сдачи лесопродукции не свидетельствуют о прекращении правоотношений между сторонами по договорам подряда и следовательно, ответчик несет полную ответственность по ст. 1064 ГК РФ.

С учетом изложенных выше
обстоятельств, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования Государственного учреждения Свердловской области “Верхотурское лесничество“ удовлетворить.

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (ИНН 662400322138) в доход федерального бюджета ущерб в сумме 91 705 руб. 00 коп.

3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (ИНН 662400322138) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3251 руб. 15 коп.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КУРИЧЕВ Ю.А.