Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.08.2009 по делу N А26-1704/2009 Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила Республику Карелия соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет района, то понесенные истцом убытки, причиненные неисполнением обязательств, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. по делу N А26-1704/2009

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 24 августа 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

судьи Подкопаева А.В.

при ведении протокола помощником судьи Юрьевой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Перспектива“

к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, публично-правовому образованию Сортавальский муниципальный район в лице Администрации Сортавальского муниципального района о взыскании 9932,0 руб.,

третьи лица
- муниципальное унитарное предприятие “Сервисный центр жилищно-коммунального хозяйства“, Финансовое управление Сортавальского муниципального района,

при участии в заседании:

от истца - не явился;

от ответчика, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, - Янушко Р.Л. (доверенность от 20.01.2009 г.);

от ответчика, Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, - Юрков Е.О. (доверенность от 22.01.2009 г.);

от ответчиков, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа, публично-правового образования Сортавальский муниципальный район в лице Администрации Сортавальского муниципального района - не явились;

от третьих лиц - не явились;

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Перспектива“ (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с ответчиков - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, публично-правового образования Сортавальский муниципальный район в лице Администрации Сортавальского муниципального района (далее - ответчики) 9932,0 руб. убытков.

В судебное заседание представители истца, ответчиков, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа, публично-правового образования Сортавальский муниципальный район в лице Администрации Сортавальского муниципального района, и третьих лиц не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

В судебном заседании представители ответчиков заявленные требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзывах.

Заслушав представителей ответчиков, изучив и оценив
представленные по делу доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, между обществом и муниципальным унитарным предприятием “Сервисный центр жилищно-коммунального хозяйства“ (далее - предприятие), заключен договор от 24 декабря 2007 года, согласно которому общество поручает, а предприятие принимает на себя обязательства по сбору и обработке платежей граждан за оказанные обществом услуги, учету и распределению поступивших денежных средств населения, приему и обслуживанию населения города по жилищно-коммунальным вопросам, учету граждан по месту жительства. Срок действия договора с 01.01.2008 г. до 31.12.2008 г.

В отзыве на исковое заявление (л.д. 116) муниципальное унитарное предприятие “Сервисный центр жилищно-коммунального хозяйства“ пояснило, что списки льготников поступают из муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа, которые подтверждают факт получения льготы педагогическими работниками. Начисление льгот производится с учетом тарифов по жилищно-коммунальным услугам. В отношении Назаровой Е.А. предприятием в отзыве произведен расчет с указанием размеров тарифов, и указано, что начисление за 2008 год произведено из расчета общей площади жилого помещения с учетом социальной нормы 18 кв. м.

01 января 2008 года между обществом и муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа (далее - учреждение), заключен договор, по условиям которого общество обязуется предоставлять услугу по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилья и теплоснабжению, согласно перечня лиц, имеющих льготу в соответствии с Законом Республики Карелия “Об образовании“, производить расчет оказанных услуг и ежемесячно до 10 числа представлять в учреждение счета-фактуры на возмещение понесенных затрат и реестры граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки в виде предоставления услуг
по содержанию и ремонту жилья в размере 100% площади жилья, а учреждение компенсировать обществу понесенные затраты по оказанию гражданам мер социальной поддержки в пределах средств субвенций, предоставленных бюджету Сортавальского муниципального района из бюджета Республики Карелия на эти цели. Срок действия договора до 31.12.2008 года.

За указанный период (2008 год) муниципальным унитарным предприятием “Сервисный центр жилищно-коммунального хозяйства“ педагогическим работникам начислены льготы за предоставленные обществом услуги.

В соответствии с заключенным договором от 01 января 2008 года истцом в адрес муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа были выставлены счета к оплате за период с января 2008 года по декабрь 2008 года.

В результате предоставления льгот у общества возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Оказание коммунальных услуг подтверждается: расчетом суммы иска; представленными в материалы дела счетами и актами за спорный период (2008 год), с приложением реестра льготополучателей (фактически - только Назарова Е.А.); письмом за подписью директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа, подтверждающим тот факт, что лицо, указанное в реестре льготополучателей является штатным работником образовательного учреждения, письмом общества, согласно которому истец с момента начала деятельности находится на упрощенной системе налогообложения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ
“О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.

Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Карелия от 29.04.2005 N 874-ЗРК “Об образовании“ (в ред. Закона РК от 16.12.2005 N 933-ЗРК) педагогические работники государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия“ (в ред. Закона РК от 16.12.2005 N 925-ЗРК, в ред. Закона РК от 12.11.2007 N 1125-ЗРК) предусматривалось предоставление в том числе и педагогическим работникам государственных учреждений Республики Карелия, проживающим за пределами городов, меры социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда.

Как усматривается из положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам
товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Закон N 184-ФЗ) не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону об образовании.

В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться
для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2007 N 129-О-П, Постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных Ф.И.О. субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В Определении от 08.02.2007 N 322-О-П Конституционный Суд РФ
указал, что, обязав еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 01.01.2005 ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ уровня мер социальной поддержки. Финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.

Следовательно, возложение Российской Федерации обязанности
по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации“ указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Из представленного в материалы дела Минфином Республики Карелия отчета на 01.01.2009 года о расходовании субвенций следует, что выделенные из республиканского бюджета в бюджет Сортавальского муниципального района субвенции в спорный период израсходованы Муниципальным образованием по целевому назначению, остаток по коду 01 (предоставление бесплатной жилой площади педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности) нулевой.

Как пояснили в ходе судебных заседаний представители Министерства финансов Республики Карелия и Министерства финансов Российской Федерации, в течение 2008 года финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия не поступала.

Таким образом, в спорный период из федерального бюджета не выделялись Республике Карелия средства в виде финансовой помощи на реализацию указанных установленных педагогам льгот, и Минфин РФ не отрицает, что в спорный период из федерального бюджета компенсации на представление льгот педагогам не предусматривались и не выделялись.

Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила
Республику Карелия соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), поскольку право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, убытки в размере 9932 рублей подлежат возмещению истцу за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Перспектива“ 9932 рублей убытков.

2. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Перспектива“ расходы по государственной пошлине в сумме 500 рублей.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Перспектива“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 204 руб. 91 коп., уплаченную по платежному поручению N 69 от 19.02.2009 года.

3. В иске к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, публично-правовому образованию Сортавальский муниципальный район в лице Администрации Сортавальского муниципального района, муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детская музыкальная школа отказать.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

А.В.ПОДКОПАЕВ