Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2009 по делу N А60-21031/2009-С9 В удовлетворении требований о признании неправомерным (незаконным) отказа государственного учреждения социального страхования в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам отказано, поскольку материалами дела подтверждено создание заявителем искусственной ситуации для получения данных средств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. по делу N А60-21031/2009-С9

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду “...03 августа 2009 года“.

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа *** года

Полный текст решения изготовлен 07 августа 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронин при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению

ООО “Центр-Строй“

к ГУ Свердловской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 13)

о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании

от заявителя: О.В. Пахомова, представитель по доверенности от 01.04.2009 г.;

от заинтересованного лица: Е.В. Новикова, представитель по
доверенности от 30.12.2008 г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заявитель изменил предмет требования. Изменение предмета судом принято.

Общество с ограниченной ответственностью “Центр-строй“ (далее, общество, заявитель) просит признать неправомерным (незаконным) отказ государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) в принятии к зачету расходов в сумме 111185 руб. 86 коп., произведенных страхователем на цели обязательного страхования.

По мнению заявителя, такой отказ противоречит положениям Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“, гарантирующим своевременную выплату страхового обеспечения при наступлении страховых случаев, не соответствует обстоятельствам дела, свидетельствующих о фактическом исполнении бухгалтером Сидоровой Е.А. трудовых обязанностей, а также о наличии трудовых отношений между Сидоровой Е.А. и ООО “Центр-Строй“, и нарушает права и законные интересы общества.

Представитель заинтересованного лица (Филиал N 13 ГУ СРО ФСС РФ) доводы заявителя не признал, ссылаясь на то, что обществом создана искусственная, экономически необоснованная ситуация, направленная на получение завышенного пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

ООО “Центр-Строй“ обратилось в Филиал N 13 ГУ СРО ФСС РФ (далее Фонд) с заявлением о выделении денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 133673 руб. 92 коп. для выплаты пособия по беременности и родам работнику предприятия Сидоровой Е.А.

Проведенной Фондом проверкой установлена необоснованное завышение страхователем средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, выразившееся в завышении заработной платы работнику перед наступлением страхового случая.

В связи с этим Фондом принято решение от 16.04.2009 г. N 97 о выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем, лишь в сумме 22488 руб. 06 коп.
из расчета установленного минимального размера оплаты труда, в остальной части - 111186 руб. 86 коп. средства выделены не были.

Статья 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ), регулирующего отношения по обязательному социальному страхования, устанавливает, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.

В соответствии со статьей 6 данного Закона участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, а не статья 9.

Страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (статья 9 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

В силу Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 “Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования“ выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основанием для непринятия к зачету расходов общества на обязательное социальное страхование послужили следующие обстоятельства:

На основании листка нетрудоспособности серии ВР N 1728866 от 19.02.2009 г. бухгалтеру общества Сидоровой Е.А. был предоставлен отпуск по беременности и родам на срок с 19.02.2009 г. по 09.07.2009 г.

В соответствии с установленным окладом Сидоровой Е.А. было рассчитано пособие по беременности и родам в размере 133673 руб. 92 коп., выплаченное обществом данному работнику 24.02.2009 г. Данные расходы были предъявлены обществом Фонду
в целях их компенсации.

ООО “Центр-Строй“ зарегистрировано в качестве юридического лица 12.03.2007 г. Уржумцевой А.Н., которая являлась учредителем, директором и единственным работником данного общества.

Приказом директора общества от 01.12.2008 г. N 5 Сидорова Е.А. была принята на работу в ООО “Центр-Строй“ на должность бухгалтера с окладом 26100 руб.

Согласно представленному в ходе проверки штатному расписанию, утвержденному директором общества Уржумцевой А.Н. 10.01.2008 г., численность работников общества составляет 5 человек. Вместе с тем до заключения трудового договора с Сидоровой Е.А. бухгалтер в обществе отсутствовал, после ухода ее в декретный отпуск, а затем в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет на должность бухгалтера иной работник не принимался. До ухода в отпуск в должности бухгалтера Сидорова Е.А. числилась в данной должности 2,5 месяца.

Проверкой Фонда было установлено, что заработная плата за данный период выплачена Сидоровой Е.А. за счет средств, внесенных в кассу общества директором Уржумцевой А.Н., при этом самому директору заработная плата начислялась в размере 4350 руб. 4532 руб., что следует из расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования за 2008 год., т.е. в минимальном размере и в несколько раз меньше заработной платы бухгалтера.

Фондом также установлено отсутствие экономической возможности выплаты заработной платы вновь принятому бухгалтеру в таком размере, поскольку достаточной для этого выручки от финансово-хозяйственной деятельности общество не получало. Согласно выписки из лицевого счета ООО “Центр-Строй“ за период с 01.01.2009 г. по 31.03.2009 г. доход общества за январь - февраль 2009 года составил 1441 руб. 30 коп.

Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о создании обществом искусственной ситуации для получения пособий по социальному страхованию в завышенных размерах,
в связи с чем решением от 16.04.2009 г. N 97 средства на возмещение расходов страхователя были выделены в сумме 22488 руб. 06 коп. из расчета установленного минимального размера оплаты труда.

Этот вывод Фонда о наличии оснований для такого отказа полностью соответствует подп. 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Анализ приведенных Фондом доказательств, оцененных судом в их совокупности в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии какой-либо целесообразности введения в штат общества должности бухгалтера, что было бы обусловлено производственной необходимостью, а также об отсутствии экономической возможности и обоснованности установления данному работнику заработной платы в размере 26100 руб.

Финансовое положение ООО “Центр-Строй“, отсутствие достаточной финансово-хозяйственной деятельности общества и материальных результатов этой деятельности в течение рассматриваемого периода не позволяло установить и выплачивать какую-либо заработную плату за счет собственных средств общества.

В связи с этим установление высокой и экономически неоправданной заработной платы, к тому же выплаченной не собственными средствами общества, а за счет средств, внесенных в кассу общества директором общества, может быть объяснимы единственной целью - получение средств фонда социального страхования в завышенном размере.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства не только необходимости для общества должности
бухгалтера (до принятия на эту должность все функции бухгалтера выполняла директор Уржумцева А.Н.), но и доказательства фактического выполнения Сидоровой Е.А. своих должностных обязанностей в тех объемах, которыми бы экономически оправдывалось введение в штат предприятия должности бухгалтера с окладом в размере 26100 руб. Из материалов дела следует, что и после принятия ее на работу обязанности бухгалтера продолжала выполнять Уржумцева А.Н., которой подписаны все платежные ведомости по выплате заработной платы за декабрь 2008 года, январь - февраль 2009 года, расчетные ведомости по средствам ФСС за 2008 год, налоговые декларации за 2008 год.

Обществом также не исчислялись и не выплачивались страховые взносы в фонд социального страхования с заработной платы Сидоровой Е.А., что следует из расчетной ведомости за 2008 год, согласно которой фонд оплаты труда для исчисления страховых взносов составил 5000 руб. Ранее с момента постановки на учет в качестве страхователя (21.03.2007 г.) до момента ухода Сидоровой Е.А. в отпуск по беременности и родам (19.02.2009 г.) общество страховые взносы в Фонд не перечисляло.

Кроме того, налоги, уплачиваемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2008 год, взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2008 год, уплачены обществом лишь перед предъявлением в Фонд заявления о компенсации расходов.

Все это свидетельствует о том, что обществом преднамеренно без какой либо экономической необходимости было осуществлено трудоустройство Сидоровой Е.А. и установление ей завышенной заработной платы перед наступлением страхового случая - отпуска по беременности и родам, что направлено на неправомерное возмещение за счет средств Фонда пособия по беременности и родам.

Такие действия не соответствуют приведенным выше положениям Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, поэтому
отказ Фонда в принятии к зачету расходов в сумме 111185 руб. 86 коп., является законным и обоснованным.

Порядок рассмотрения заявления ООО “Центр-Строй“ Фондом не нарушен, страхователю предоставлялась возможность участвовать при проверке, давать пояснения и представлять необходимые документы, при принятии оспариваемого решения также присутствовал представитель страхователя.

Документы, представленные заявителем в подтверждение фактической деятельности общества и результатов деятельности бухгалтера Сидоровой Е.А. (заключенные договоры на оказание услуг) не опровергают доводы Фонда об отсутствии деятельности бухгалтера, поскольку какого-либо отношения к данным договорам бухгалтер не имеет; доказательств того, что заключение данных договоров является результатом деятельности бухгалтера, к чьим функциональным обязанностям данная деятельность не относится, заявителем не представлено.

Кроме того, формальное соответствие требованиям законодательства представленных страхователем доказательств не подтверждает правомерности его действий, поскольку совокупность приведенных выше доказательств свидетельствуют об обратном - о неправомерности действия страхователя.

Таким образом, отказ Фонда в компенсации экономически необоснованных расходов, является законным и оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований отказать

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев
со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ВОРОНИН С.П.