Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2009 по делу N А26-3373/2009 Требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по утверждению схемы расположения земельного участка удовлетворено, поскольку для индивидуализации земельного участка и передачи его в аренду необходимо утверждение схемы его расположения и постановка на кадастровый учет, следовательно, отсутствие утвержденной администрацией схемы расположения земельного участка препятствует заключению с предпринимателем договора аренды земельного участка.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 июля 2009 г. по делу N А26-3373/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 31 июля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Денисова И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шихановой Е.В. с применением технических средств аудиозаписи в соответствии с пунктом 5 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Бург“

к Администрации Петрозаводского городского округа,

третье лицо, Министерство природных ресурсов Республики Карелия

об определении границ земельного участка

при участии в судебном заседании:

от истца, Ф.И.О. директора на основании решения от 19.06.2008 (л.д. 6), Ф.И.О.
представителя по доверенности от 29.06.2009

от ответчика, не явился

от третьего лица, Ф.И.О. представителя по доверенности от 01.09.2008 (л.д. 84)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Бург“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) об определении границ земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного в районе местечка “Пески“, кадастровый квартал 10:01:04 01 031, согласно проектному плану границ земельного участка.

Исковые требования обоснованы ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определением от 04.06.2009 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерство природных ресурсов Республики Карелия.

С учетом ходатайства истца об уточнении исковых требований, в которых истец пояснил, что 20.01.2009 ООО “Бург“ обратилось в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о формировании земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного в г. Петрозаводске, Соломенское шоссе, местечко “Пески“ для эксплуатации кафе “Сказка“. 27.01.2009 ООО “Бург“ обратилось также в Министерство природных ресурсов Республики Карелия с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка предполагаемой площадью 800 кв. м, кадастровый квартал N 10:01:04 01 03:009, в аренду сроком на пять лет для эксплуатации кафе “Сказка“. Впоследствии, 18.03.2009 ООО “Бург“ вновь обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 800 кв. м в аренду для организации работы летнего кафе “Сказка“. Как следует из письма Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 14.04.2009 за N МО-21/4042, Министерством направлялись в Администрацию Петрозаводского городского округа обращения N ВМ-21/834 от 28.01.2009, N ВМ-21/3333 от 26.03.2009 с просьбой подготовить и утвердить границы испрашиваемого ООО “Бург“ земельного участка, однако
до настоящего времени ответа о возможности формирования земельного участка от Администрации не поступало. Заявитель - ООО “Бург“ также не получал от Администрации мотивированного заключения о возможности либо невозможности изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка.

Истец считает, что бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в уклонении от принятия решения об утверждении проекта границ земельного участка для организации и эксплуатации летнего кафе “Сказка“, является незаконным и не соответствующим требованиям пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ Администрация была обязана в месячный срок изготовить проект границ земельного участка, утвердить его и направить ООО “Бург“, либо в Министерство природных ресурсов Республики Карелия.

Изложенные доводы свидетельствуют о том, что Администрация в установленный законом срок свои обязанности не выполнила, тем самым в нарушение вышеназванных правовых норм проявила незаконное бездействие.

На основании изложенного истец просил, признать незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в уклонении от принятия решения об утверждении проекта границ земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного в г. Петрозаводске, Соломенское шоссе, местечко “Пески“, - как не соответствующее требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Бург“ путем утверждения проекта границ земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного в г. Петрозаводске, Соломенское шоссе, местечко “Пески“.

С учетом права, предоставленного ООО “Бург“ статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточненное требование и рассматривает заявление о признании незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в уклонении от принятия решения об утверждении
проекта границ земельного участка и обязании Администрации Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Бург“ путем утверждения проекта границ земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного в г. Петрозаводске, Соломенское шоссе, местечко “Пески“.

С учетом уточнения заявленных требований в дальнейшем заявление рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержал просил суд признать незаконным бездействие Администрации и в качестве восстановления нарушенного права Общества, обязать администрацию устранить допущенные нарушения путем утверждения проекта границ земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного в г. Петрозаводске, Соломенское шоссе, местечко “Пески“.

Ответчик в отзыве на исковое заявление с требованием заявителя не согласился, указав на то, что на момент обращения ООО “Бург“ перечень мест организации сезонной торговли в границах Петрозаводского округа на 2009 год не был утвержден, администрация не имела возможности определить место, где будет осуществляться организация сезонных объектов питания в 2009 году. Такого рода постановление утверждается ежегодно после подведения итогов деятельности торговых точек в предыдущем периоде. 01.06.2009 ООО “Бург“ обратилось в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о подготовке соглашения на размещение сезонного предприятия общественного питания площадью 350 кв. м Указанное соглашение было подписано и согласовано сторонами. Срок действия соглашения определяется с 01.06.2009 по 21.10.2009. Кроме того, ООО “Бург“ необоснованно заявлены требования об определении границ земельного участка площадью 1500 кв. м, поскольку администрация Петрозаводского городского округа в соответствии с подпунктом 15 п. 1 ст. 16 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления РФ“ N 131-ФЗ, а также в силу ст. 132 Конституции
РФ, осуществляет полномочия по обеспечению создания условий питания, торговли и бытового обслуживания населения, и соответственно, определяет места размещения и площадь объектов сезонной торговли самостоятельно.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о чем свидетельствует соответствующее уведомление, направил в суд дополнительные пояснения по отзыву и ходатайство о приостановлении производства настоящего дела до вступления в законную силу решения по делу N А26-3236/2009, просил рассмотреть дело без участия представителя.

В ходатайстве о приостановлении производства по настоящему делу, ответчик ссылается на то обстоятельство, что 25.06.2009 состоялось решение Арбитражного суда Республики Карелия об удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов Республики Карелия к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации по обращениям Министерства и обязании исполнить требования пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации: утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельных участков, в том числе по утверждению схемы расположения земельного участка, испрашиваемого для размещения объектов сезонной торговли для ООО “Бург“. Поскольку судом 25.06.2009 было рассмотрено положительно по существу требование Министерства, Администрация, ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывает на наличие основания для приостановления настоящего дела. При этом Администрация указала, что на решение от 25.06.2009 подана апелляционная жалоба, и в случае оставления решения суда без изменения, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав мнение заявителя и третьего лица по заявленному ходатайству, суд не нашел оснований для приостановления производства по настоящему делу, поскольку Общество в настоящем деле оспаривает бездействие Администрации
и выполнение требований пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Министерством в другом деле заявлены самостоятельные требования и ООО “Бург“ не являлось лицом, участвующим в деле.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия ответчика.

Третье лицо в судебном заседании приобщило к материалам дела дополнительные пояснения на заявление ООО “Бург“ и поддержало ранее представленные в материалы дела. Представитель третьего лица в судебном заседании не согласился со ссылкой Администрации на формирование земельного участка площадью 114 222 кв. м, расположенного по Соломенскому шоссе в районе местечка “Пески“ с целью проведения последующей работы по выделению учетных частей, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 800 кв. м является отдельным объектом земельных правоотношений, подлежащим индивидуализации в самостоятельном порядке. Для этого необходимо утверждение схемы его расположения и кадастровый учет. Кроме того, администрация не является правообладателем земельного участка площадью 114 222 кв. м. При этом запрета на предоставление земельных участков общего пользования в аренду, и тем более на утверждение схем расположения земельных участков общего пользования, законодательство не содержит.

Заслушав пояснения представителей заявителя, третьего лица, проверив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

20 января 2009 года ООО “Бург“ обратилось в администрацию с заявлением о возможности размещения кафе на земельном участке площадью 800 м2 в м. “Пески“ на Соломенском шоссе в Петрозаводске (л.д. 59). 27.01.2009 Общество также обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного в м. Пески по Соломенскому шоссе, в кадастровом квартале 10:01:040103:009.

До настоящего времени Администрация не направила Обществу ответ на его
заявление.

Считая бездействия Администрации по утверждению схемы расположения земельного участка незаконным, Общество обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.

Согласно Закону Республики Карелия N 1060-ЗРК “О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена“, а также в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Республики Карелия (подпункт 2 пункта 1), функции по управлению и распоряжению земельными участками в Петрозаводске возложены на Министерство.

Возможность Министерства распоряжаться земельными участками зависит от соответствующего решения органа местного самоуправления по вопросу утверждения проекта границ земельных участков, поскольку в силу статьи 22 Земельного кодекса РФ применительно к пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ к земельным участкам относятся участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.

Порядок предоставления в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (для размещения временных объектов) установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“ (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).

Исполнительный
орган государственной власти в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ).

Аналогичный порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен пунктами 36-40 Административного регламента Министерства природных ресурсов Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия N 226 от 23.05.2007.

В отзыве на заявление администрация указывает, что в настоящее время ведутся работы по формированию земельного участка площадью 114222 м2, постановке его на кадастровый учет. После проведения процедуры формирования земельного участка и предоставления его администрации для использования на праве, определенном министерством, администрация будет решать вопросы по организации места отдых населения в местечке “Пески“, а также нахождения в указанном месте сезонных объектов питания, предназначенных для обслуживания населения городского округа.

Суд считает данную позицию администрации неправомерной. Испрашиваемый земельный участок площадью 800 м2 является отдельным объектом земельных правоотношений, подлежащим индивидуализации в самостоятельном порядке. Для индивидуализации земельного участка, и передачи его а аренду, необходимо утверждение схемы его расположения и постановка на кадастровый учет.

Согласно статье 34 Земельного кодекса РФ предметом договора аренды могут быть только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. Отсутствие утвержденной администрацией схемы расположения земельного участка препятствует заключению между министерством и предпринимателем договора аренды
земельного участка.

Таким образом, бездействие Администрации нарушает права и законные интересы, является незаконным, поэтому суд считает необходимым удовлетворить требования.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,

решил:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью “Бург“ удовлетворить. Признать незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, бездействие Администрации Петрозаводского городского округа по утверждению схемы расположения земельного участка по обращению общества с ограниченной ответственностью “Бург“ от 20.01.2009.

2. Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Бург“ путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка в районе Соломенского шоссе, местечко Пески, предполагаемой площадью 800 кв. м - для эксплуатации кафе.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Бург“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 24.04.2009 N 50.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ДЕНИСОВА И.Б.