Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2009 по делу N А60-5525/2009-С9 В удовлетворении заявления надзорного органа о привлечении предприятия к ответственности по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ отказано, поскольку административное правонарушение признано малозначительным в связи с тем, что предприятие принимает необходимые меры по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию и размещению бытовых отходов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 апреля 2009 г. по делу N А60-5525/2009-С9

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола судебного заседания судьей С.А. Хомяковой рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры

к Муниципальному жилищно-коммунальному унитарному предприятию “Черемисский“

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании

от заявителя: помощник прокурора Замураева И.В., удостоверение N 129214; помощник прокурора Колосов А.В., удостоверение N 162269;

от заинтересованного лица: С.С. Сидорук - директор по распоряжению N 257р от 19.06.2007 г., паспорт; юрист Ежова Л.Ю. по доверенности
N 2 от 31.01.2009 г., паспорт.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении МЖКУП “Черемисский“ (далее - предприятие) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

При этом заявитель считает, что при определении наказания заявителю возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо событие правонарушения не оспаривает, просит применить малозначительность.

По ходатайству заинтересованного лица рассмотрение дела определением суда от 13.03.2009 г. отложено на 10 час. 26.03.2009 г.

В судебном заседании от 26.03.2009 г. по ходатайству заявителя и заинтересованного лица объявлен перерыв до 11-30 часов 02.04.2009 г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

установил:

29.01.2009 г. в Свердловскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт обследования N 90 от 16.12.2008 г., проведенного СОГУ “Центр экологического мониторинга и контроля“, согласно которому в ходе обследования установлены факты безлицензионной деятельности по обращению с опасными отходами со стороны МЖКУП “Черемисский“.

Прокуратурой по указанным фактам проведена проверка предприятия по вопросу соблюдения требований действующего законодательства по обращению с отходами, в ходе которой установлено, что МЖКУП “Черемисский“, расположенный по адресу: Свердловская область, Режевской район, с. Черемисское, ул. Карла Маркса, 1/а, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению на свалке жидких и твердых бытовых отходов от организаций и населения Режевского района в отсутствие лицензии.

По результатам проверки Свердловским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление от 17.02.2009 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. С заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности прокурор обратился
в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее по тексту - Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах производства и потребления), пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется в порядке, установленном Положением, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 г. N 524.

В статье 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Как указано в названной статье под размещением отходов понимается хранение и
захоронение отходов, под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, под использованием отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии, под обезвреживанием отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, под транспортировкой отходов понимается перемещение отходов в пределах территории РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, согласно которых все опасные отходы разделены на 5 классов.

Отнесение к классу опасности производится в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г. N 786 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.2003 г. N 4891).

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт осуществления заинтересованным лицом деятельности по сбору, транспортировке, размещению опасных отходов, на основании соответствующих договоров с населением и организациями Режевского района Свердловской области.

Согласно п. 1.1 представленных в материалы дела договоров на вывоз твердых бытовых отходов (договор N 36 от 15.02.2008 г., N 37 от 08.04.2008 г., N 38 от 03.04.2008 г., N
32 от 08.04.2008 г., N 40 от 07.05.2008 г., N 19 от 21.01.2008 г.), заинтересованное лицо оказывает Абоненту (контрагенту по договору) услуги по вывозу ТБО (твердых бытовых отходов).

Поскольку в п. 1.2 вышеуказанных договоров сторонами согласована стоимость выполняемых работ, осуществляемая заинтересованным лицом деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, размещению твердых бытовых отходов является предпринимательской, исходя из положений ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Согласно Постановления главы МО “Режевской район“ N 1966 от 12.11.2003 г., договора N 2 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 05.01.2004 г., акта приема-передачи от 13.09.2004 г., в ведении МЖКУП “Черемисский“ находятся два объекта постоянного размещения отходов - свалки твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов. Свалка ТБО (расположена в 3,4 км западнее северной окраины с. Черемисское вблизи автодороги Реж - Невьянск, общей площадью 0,32 га), на которой предприятием размещаются только твердые бытовые отходы 4, 5 классов опасности, принимаемые от населения и организаций: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы из жилищ несортированные, лом черных металлов, тормозные колодки отработанные, отходы бумаги и картона от делопроизводства, отходы из жилищ крупногабаритные и др., всего накоплено 56,856 тонн ТБО. Свалка ЖБО (расположена в 1,8 км юго-восточнее окраины с. Черемисское, общей площадью 0,12 га), на которой предприятием размещаются только жидкие бытовые отходы 4, 5 классов опасности, принимаемых от населения и организаций: навоз свежий и перепревший, пищевые отходы, отходы из выгребных ям и хозбытовые стоки и др., всего накоплено 179 тонн ЖБО.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов твердые коммунальные отходы классифицированы 11 наименованиями и отнесены к 4 и 5 классу опасности.

Поскольку названные
отходы обладают опасными свойствами в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, на осуществление предпринимательской деятельности по их сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению необходима лицензия.

В нарушение вышеуказанных норм на момент проверки лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, размещению опасных отходов у МЖКУП “Черемисский“ отсутствовала.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается факт осуществления заинтересованным лицом деятельности по сбору, использованию, хранению, транспортировке, размещению опасных отходов в отсутствие лицензии, что подтверждает наличие состава правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, которое также не отрицается и МЖКУП “Черемисский“.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из норм КоАП.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Таким образом, малозначительность применяется ко всем составам административных правонарушений, предусмотренных в особенной части КоАП, с учетом оценки конкретных обстоятельств судом.

Суд, учитывая, что свалки твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов за заинтересованным лицом закреплены главой МО “Режевской район“ в соответствии с договором N 2 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 05.01.2004 г. и актом приема-передачи от 13.09.2004 г., а также тот факт, что предприятие
с момента передачи свалок принимает меры по лицензированию (как следует из представленных суду документов, проведен значительный объем работ по лицензированию), и мнение заявителя по определению наказания, суд, руководствуясь требованиями ст. 3.1 КоАП РФ, считает возможным освободить МЖКУП “Черемисский“ от административной ответственности в виде взыскания штрафа и ограничиться устным замечанием в связи с признанием правонарушения малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований Межрайонной природоохранной прокуратуры Свердловской области о привлечении к административной ответственности МЖКУП “Черемисский“ отказать.

Освободить МЖКУП “Черемисский“ от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа
http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ХОМЯКОВА С.А.