Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу N А60-538/2009-С6 Заявление о признании незаконным решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму с начисленными на нее в установленном законом порядке процентами удовлетворено, поскольку наличие у налогоплательщика переплаты подтверждается материалами дела, документов, свидетельствующих о том, что данные, содержащиеся в акте совместной сверки расчетов, не соответствуют действительности, налоговым органом не представлено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. по делу N А60-538/2009-С6

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2009 года

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Гнездиловой рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - филиал “Свердловская железная дорога“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга

о признании незаконным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата)

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Ахметшин П.Р., представитель, доверенность 66Б N 581992;

от заинтересованного лица - Елькина О.С., зам. нач., доверенность
N 45 от 14.08.2008.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода составу суда не заявлено.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ - филиал “Свердловская железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 29.09.2008 N 11-13.

Кроме того, заявитель просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга возвратить из бюджета ОАО “Российские железные дороги“ излишне уплаченную сумму пени в размере 1 585 284 рублей 25 копеек с начисленными на указанную сумму процентами по п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 51345 рублей 58 копеек за период с 22.09.2008 по 29.12.2008.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признает.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

как следует из материалов дела, ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Свердловская железная дорога“ и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга проведена сверка расчетов, в связи с чем налоговым органом направлен в адрес заявителя в электронном варианте баланс расчетов по состоянию на 31.05.2008 г. N 45092 от 02.06.2008 г.

Согласно данным указанного баланса расчетов по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, числится переплата по пени в размере 1 585 284 рублей 25 копеек.

28.07.2008 г. ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала Свердловская железная дорога обратилось с заявлением в Инспекцию ФНС по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о возврате из бюджета излишне уплаченных пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 1 585 284 рублей 25 копеек на
его расчетный счет. Указанное заявление поступило в адрес налоговой инспекции 19.08.08 (вх N 28923/2.

Решением от 29.09.2008 г. N 11-13 налоговой инспекцией в возврате вышеуказанной суммы пени отказано, в связи с обнаружением ошибок в ходе проведения камеральной проверки в налоговой отчетности по ЕСН за 2005 - 2007 г.г.

Полагая, что отказ в возврате излишне уплаченных сумм пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, является неправомерным, ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Свердловская железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего:

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21, подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Согласно ч. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов
по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Довод заинтересованного лица о том, что на предложение инспекции налогоплательщик не отреагировал и сверка расчетов не была произведена, то есть у налогового органа не возникло обязанности по возврату налога ввиду отсутствия акта сверки, судом не принимается исходя из следующего.

Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Пунктом 7 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Налоговое законодательство не относит сверку расчетов по налогам к обязательным условиям для возврата переплаты по налогам и пени, поскольку такое обстоятельство может быть установлено и иным путем.

С учетом того, что переплата по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 1 585 284 рублей 25 копеек установлена налогоплательщикам и представленного налоговым органом баланса расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.05.2008, вывод налогового органа, содержащийся в оспариваемом решении, об отсутствии у налогоплательщика переплаты нельзя признать обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам.

Вместе с тем переплата по пени, в указанной сумме, подтверждена обществом Справкой N 38712/12593 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 14.02.08, подписанной заместителем начальника ИФНС России по Железнодорожному району С.Н. Мининым.

В ходе судебного разбирательства, по определению суда, сторонами произведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за периоды с 01.01.08 по 30.12.08,
с 01.01.09 по 12.03.09. по результатам сверки составлены акты совместной сверки от 12.01.09 N 7493, от 16.03.09 N 8681.

Как следует из акта сверки от 16.03.09, у общества имеется переплата по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 585 385,50 рублей.

При таких обстоятельствах суд считает отказ Инспекции ФНС по Железнодорожному району г. Екатеринбурга в возврате излишне уплаченной суммы пени в размере 1 585 284 рублей 25 копеек неправомерным.

Документов, свидетельствующих о том, что данные, содержащиеся в акте совместной сверки расчетов, не соответствуют действительности, налоговым органом не представлено.

В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Поскольку доказательств законности и обоснованности оспариваемого решения инспекцией не представлено, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Заявление о возврате платежей из бюджета получено
инспекцией 19.08.2008. Возврат излишне уплаченных сумм пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, должен был быть осуществлен в течение 1 месяца (п. 6 ст. 78 НК РФ), т.е. в срок до 19.09.2008.

ОАО “Российские железные дороги“ - филиал “Свердловская железная дорога“ исчисление процентов, произведено начиная с 22.09.2008 года по 29.12.2008, в соответствии со ставками рефинансирования, действовавшими в период нарушения срока возврата.

При этом суд отмечает, что первоначально исчисление процентов произведено заявителем по следующей формуле: сумма излишне уплаченного налога x ставка рефинансирования ЦБ РФ x количество дней просрочки : 360 дней. Сумма процентов, подлежащая взысканию с налогового органа, исчисленная по указанной формуле составила 51 345 рублей 58 копеек.

Однако согласно Методическим рекомендациям по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденным Приказом ФНС России от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446@ (п. 3.2.7) формула расчета суммы процентов, подлежащих уплате, рассчитывается следующим образом: сумма налога, подлежащая возврату x 1/365 (1/366 - если год високосный) ставки рефинансирования банка России, действовавшей в эти дни x количество дней просрочки / 100%.

В судебном заседании заявителем произведен перерасчет суммы процентов с учетом названных Методических рекомендаций, общая сумма процентов, подлежащих взысканию с налогового органа, составила 50 503 рубля 70 копеек, в связи с чем обществом заявлено ходатайство об отказе от взыскания процентов в размере 841 рубля 80 копеек (51345 рублей 58 копеек - 50503 рубля 70 копеек).

Частичный отказ от заявленных требований судом принят в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представителем заинтересованного лица правильность расчета процентов, произведенных налогоплательщиком, не оспорена.

Поскольку уважительных причин, объективно препятствующих осуществлению возврата переплаты суммы пени по ЕСН,
налоговым органом не приведено, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В порядке распределения судебных расходов государственная пошлина в размере 21 683 рублей 15 копеек, перечисленная по платежному поручению N 42592 от 30.12.2008, подлежит возврату Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ - филиал “Свердловская железная дорога“ из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные Открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ - филиал “Свердловская железная дорога“ требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 29.09.2008 N 11-13.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - филиал “Свердловская железная дорога“ путем возврата излишне уплаченных сумм пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 1 585 385 рублей 50 копеек с начисленными на указанную сумму процентами по п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 50503 рублей 70 копеек за период с 22.09.2008 по 29.12.2008.

Производство по делу в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга процентов в размере 841 рубля 80 копеек прекратить.

Возвратить Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ - филиал “Свердловская железная дорога“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 21683 рублей 15 копеек, перечисленную по платежному поручению N 42592 от 30.12.2008.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы
решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.