Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2009 по делу N А60-1583/2009-С9 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.09.2008 N 111-ПК “О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК “О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области“.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2009 г. по делу N А60-1583/2009-С9

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2009 года

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ю.К. Киселева, судей С.П. Воронина и С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Ивановской рассмотрел в судебном заседании 13.03.2009 дело по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - комиссия) о признании недействующим нормативного правового акта.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета требований: открытое акционерное общество “Свердловэнергосбыт“ (далее - общество), открытое
акционерное общество “Свердловская энергогазовая компания“ (далее - компания).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании приняли участие представители: управления - Волков С.Н. (доверенность от 03.09.2008), Сухоруков А.С. (доверенность от 08.08.2008), общества - Кравцов С.М. (доверенность от 29.12.2008 N 16-0/007), компании - Кудрявцева Н.А. (доверенность от 01.01.2009 N 15).

Представитель комиссии в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания комиссия извещена надлежащим образом (почтовое уведомление от 23.02.2009 N 601869), направила ходатайство от 11.02.2009 о рассмотрении дела без ее участия.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: содержание пункта 2 статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствует сути рассматриваемого спора.

Управление заявило ходатайство об истребовании от комиссии всех документов, приложенных к заявлению общества и подтверждающих согласно п. 2 ст. 331 и п. 1 ст. 389 ГК РФ переход обязанностей компании к обществу на момент принятия оспариваемого постановления по всем заключенным на момент передачи соответствующих прав договорам энергоснабжения.

Общество возражало против удовлетворения ходатайства, ссылаясь на то, что к заявлению общества в комиссию в качестве документа, подтверждающего переход прав и обязанностей компании к обществу по всем заключенным договорам энергоснабжения, было приложено соглашение от 05.09.2008 между компанией к обществом, иные документы, подтверждающие указанное обстоятельство, не представлялись. Компания поддержала доводы общества.

Управление заявило об отзыве своего ходатайства об истребовании от комиссии документов.

Управление также ходатайствовало о приобщении к материалам дела писем компании в адрес МУП “Водоканал“, г. Верхняя Пышма. Общество и компания не возражали. Ходатайство удовлетворено.

Общество
ходатайствовало о приобщении к материалам дела отзыва. Управление и компания не возражали. Ходатайство удовлетворено.

Компания заявила о том, что отзыв был представлен ею ранее.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления комиссии от 30.09.2008 N 111-ПК “О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК “О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области“.

Мотивируя заявленное требование, управление ссылается на то, что оспариваем постановлением при отсутствии на то правовых оснований обществу присвоен статус гарантирующего поставщика. Постановление не соответствует статьям 15 и 16 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Комиссия представила отзыв от 10.02.2009 N 02-18/434, требования не признала, считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с представленными ей полномочиями и не нарушает действующего законодательства.

Общество и компания представили отзывы, в судебном заседании поддержали возражения комиссии.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

постановлением комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК “О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области“ (далее - постановление от 17.10.2006) присвоен статус гарантирующего поставщика семи организациям, включая компанию и общество, и согласованы границы зон их деятельности в таком качестве.

Подпунктом 6 пункта 1 постановления от 17.10.2006 статус гарантирующего поставщика присвоен компании, а подпунктом 6 пункта 2 согласованы границы зоны ее деятельности: границы частей территорий муниципального образования “город Екатеринбург“, города Нижний Тагил, Артемовского, Горноуральского, Кушвинского, Кировградского, Невьянского, Полевского, Пышминского, Тавдинского, Талицкого, Тугулымского, Туринского, Шалинского городских округов, Алапаевского муниципального образования, городских округов Верхняя Пышма, Верхний Тагил, Среднеуральск, Староуткинск, Байкаловского и Таборинского муниципальных районов в границах балансовой
принадлежности электрических сетей государственного унитарного предприятия Свердловской области “Облкоммунэнерго“, смежных сетевых организаций и иных владельцев электросетевого хозяйства, получающих энергию из сетей государственного унитарного предприятия Свердловской области “Облкоммунэнерго“ (за исключением сетей открытого акционерного общества “МРСК Урала“ на территории Свердловской области и сетей, определяющих зону деятельности другого гарантирующего поставщика, кроме открытого акционерного общества “Свердловэнергосбыт“).

Подпунктом 7 пункта 1 постановления от 17.10.2006 статус гарантирующего поставщика присвоен обществу, а подпунктом 7 пункта 2 согласованы границы зоны его деятельности в таком качестве: в пределах административных границ Свердловской области, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности всех вышеперечисленных гарантирующих поставщиков.

Оспариваемым постановлением от 30.09.2008 N 111-ПК (опубликовано в “Областной газете“ N 322 от 04.10.2008) подпункт 6 пункта 1 и подпункт 6 пункта 2 постановления от 17.10.2006 N 130-ПК признаны утратившими силу с 01.10.2008.

Таким образом, оспариваемым постановлением согласована передача статуса гарантирующего поставщика в зоне, которая была определена подпунктом 6 пункта 2 постановления комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК, от компании к обществу.

В качестве правового основания комиссия указала заключение соглашения между компанией и обществом о передаче обществу прав и обязанностей по всем заключенным компанией договорам энергоснабжения.

Полагая, что постановление от 30.09.2008 N 111-ПК не соответствует нормам Федерального закона “О защите конкуренции“, управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании постановления недействующим.

Суд считает, что в удовлетворении требования управления следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ст. 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об спаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: 1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции) определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с заявлениями о признании недействующими противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1, п. 6, пп. “а“).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - Закон об электроэнергетике).

В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике под энергосбытовой организацией понимается организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, а под гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) понимается коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической
энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В силу ст. 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются, в частности, согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков.

Статьей 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией является, в частности, наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков.

В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила).

Тем же постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в месячный срок определить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий предусмотренные Правилами функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.

В Свердловской области органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков,
является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, действующая на основании Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ.

Согласно названному Положению (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 29.12.2006 N 1148-УГ) комиссия, в частности, согласовывает присвоение субъектам электроэнергетики статуса гарантирующих поставщиков и осуществляет иные предусмотренные Правилами функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.

Пунктами 16 и 17 Правил предусмотрено, что статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в три года (очередной конкурс) или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика (внеочередной конкурс).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 дано поручение утвердить правила проведения таких конкурсов, однако до настоящего времени такие правила не утверждены.

Согласно пункту 36 Правил до определения победителя первого конкурса статус гарантирующего поставщика определяется в административном порядке. Пунктом 56 Правил установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил (08.09.2006) согласовывают определенные в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил границы зон деятельности гарантирующих поставщиков.

Перечень гарантирующих поставщиков на соответствующих административных территориях Свердловской области, а также границы зон их деятельности в таком качестве были определены постановлением комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК.

Из пункта 35 Правил следует, что гарантирующий поставщик может отказаться от осуществления своих функций при соблюдении установленных настоящими Правилами условий и принятых на себя обязательств.

Условия смены гарантирующего поставщика предусмотрены пунктом 42 Правил, в соответствии с которым в случае реорганизации гарантирующего поставщика или передачи им соответствующих прав и обязанностей на ином законном основании другой организации на период до смены гарантирующего поставщика по результатам конкурса
статус гарантирующего поставщика присваивается организации, которой переданы обязательства реорганизованного (реформированного) гарантирующего поставщика по всем заключенным на момент реорганизации (передачи прав и обязанностей) договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае если в результате реорганизации (передачи прав и обязанностей) возникает 2 и более исполнителя по указанным договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии), организация, которой в соответствующей зоне присваивается статус гарантирующего поставщика, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заявления гарантирующего поставщика с учетом соответствия такой организации требованиям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил.

В указанных случаях гарантирующий поставщик или организация, принимающая на себя обязательства по заключенным договорам, не позднее чем за один месяц до завершения реорганизации (передачи прав и обязанностей по заключенным на момент реформирования договорам) обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением с приложением документов, подтверждающих переход прав и обязанностей.

Таким образом, на период до смены гарантирующего поставщика по результатам конкурса основаниями для перехода статуса гарантирующего поставщика к другой организации признаются реорганизация гарантирующего поставщика либо передача им прав и обязанностей другой организации на ином законном основании, в том числе по договору.

В последнем случае процедура передачи прав и обязанностей гарантирующего поставщика другому лицу состоит в заключении соответствующего договора, представлении в уполномоченный орган заявления по установленной форме согласно приложению N 4 к Правилам и принятии уполномоченным органом решения о согласовании (присвоении) статуса гарантирующего поставщика лицу, которому переданы обязательства реорганизованного (реформированного) гарантирующего поставщика.

Как следует из материалов дела, компания и общество заключили соглашение о прекращении компанией с 30.09.2008 деятельности по сбыту электрической энергии
на части территории Свердловской области. Компания и общество обратились в комиссию с заявлением по установленной форме с приложением проекта соглашения о передаче с 01.10.2008 прав и обязанностей по всем заключенным на момент передачи прав и обязанностей договоров энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) от компании к обществу. Само соглашение подписано сторонами 05.09.2008 и представлено в комиссию с письмом от 26.09.2008 N 16/9754.

На основании подписанного сторонами соглашения о переходе прав и обязанностей и заявления комиссией 30.09.2008 правомерно принято оспариваемое постановление.

Довод управления о том, что на момент принятия оспариваемого постановления у комиссии отсутствовали документы, подтверждающие в соответствии с п. 1 ст. 389 ГК РФ фактический переход обязанностей от компании к обществу, судом отклоняется.

В соответствии со ст. 389 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. К форме перевода долга соответственно применяются правила, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 389 ГК РФ, то есть перевод долга по сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должен быть совершен в соответствующей форме, а по сделке, требующей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки.

Однако по смыслу пункта 42 Правил основанием передачи статуса гарантирующего поставщика другому лицу является решение о реорганизации гарантирующего поставщика либо соглашение о передаче прав и обязанностей по всем заключенным договорам.

Лишь в случае, если в результате реорганизации или передачи прав и обязанностей по договору возникает два и более исполнителя по указанным договорам энергоснабжения, то организация, которой в соответствующей зоне присваивается статус гарантирующего поставщика, определяется решением уполномоченного органа в соответствии с требованиями
Правил.

В данном же случае компания как гарантирующий поставщик в соответствующей зоне передала свои права и обязанности по всем договорам одному исполнителю. Поэтому комиссия правомерно согласовала передачу статуса гарантирующего поставщика именно этому исполнителю (обществу).

Учитывая закрепленный ст. 421 ГК РФ принцип свободы договора, конкретный потребитель (кредитор), заключивший договор с прежним гарантирующим поставщиком, может и не дать согласия на перевод долга на новое лицо. В этом случае должником останется прежняя энергосбытовая организация, хотя и не имеющая более статуса гарантирующего поставщика.

Вместе с тем оспариваемое постановление не решает вопроса о перемене лиц в конкретных гражданско-правовых обязательствах. Оно в соответствии со статьей 38 Закона об электроэнергетике и пунктом 42 Правил регулирует лишь публично-правовые отношения, связанные с присвоением статуса гарантирующего поставщика и направленные на надежное обеспечение потребителей электрической энергией на территории Свердловской области.

Одной из основных целей Закона о защите конкуренции является обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации (п. 2 ст. 1).

Указанная цель достигается, в том числе, путем предоставления субъекту, которому присвоен статус гарантирующего поставщика, права отказаться от этого статуса и связанных с ним дополнительных публичных обязанностей. Порядок такого отказа регулируется пунктом 42 Правил и не может толковаться расширительно.

Названный пункт Правил, предусматривая подачу заявления в уполномоченный орган до завершения передачи прав и обязанностей по заключенным договорам, не содержит требования о предоставлении каких-либо дополнительных документов после завершения такой передачи.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление комиссии следует признать соответствующим Закону о защите конкуренции и Правилам и в удовлетворении требования управления отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.09.2008 N 111-ПК “О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК “О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области“ соответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, и в удовлетворении требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области отказать.

Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

КИСЕЛЕВ Ю.К.

Судьи

ВОРОНИН С.П.

ХОМЯКОВА С.А.