Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2009 по делу N А60-32515/2008-С2 В удовлетворении иска о взыскании задолженности по договору аренды участка лесного фонда отказано, поскольку в результате неправомерного отказа арендодателя в выдаче лесорубочных билетов ухудшились условия пользования арендатора арендованным имуществом, следовательно, ответчик вправе требовать уменьшения арендной платы с учетом неосвоенных объемов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 февраля 2009 г. по делу N А60-32515/2008-С2

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи А.О. Колинько при ведении протокола судебного заседания судьей А.О. Колинько рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Министерства природных ресурсов Свердловской области

к Закрытому акционерному обществу “Форлекс“

о взыскании 1100700 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Злоказова Е.А., представитель по доверенности N 06-04-4314/8 от 05.08.2008 г.,

от ответчика: Гузнякова Л.А., представитель по доверенности от 01.08.2008 г., Гузняков В.А., директор, выписка из протокола от 30.06.2006 г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права
и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Министерство природных ресурсов Свердловской области обратилось с исковым заявлением к ЗАО “Форлекс“ о взыскании задолженности по договору аренды участка лесного фонда N 1 от 24.12.2004 г., заключенного между ФГУ “Сысертский лесхоз“ и ЗАО “Форлекс“, в том числе 847 800 руб. в федеральный бюджет, 252 900 руб. в областной бюджет.

В судебном заседании 22.01.2009 г. истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований до 1 096 630,38 руб. в связи с перерасчетом.

Ходатайство было удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик иск не признал по основаниям, указанным в отзыве. В частности ответчик указал, что в течение 2007 года в сроки, установленные договором, перечислял арендную плату за пользование лесным фондом в объеме, установленном выданным лесорубочными билетами. Указанную в иске сумму задолженностью не считает, поскольку ему не были выписаны лесорубочные билеты на установленный договором объем лесопользования.

В подтверждение своих доводов ответчик представил в судебное заседание 05.02.2009 г. дополнительные документы.

Указанные документы были приобщены судом, однако в связи с большим объемом представленных документов и необходимостью ознакомления с ними, судом был объявлен перерыв до 9 часов 30 мин. 10.02.2009 г.

После перерыва заседание возобновлено. Истец явку представителя не обеспечил.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

между ФГУ “Сысертский лесхоз“ (арендодатель) и ЗАО “Форлекс“ (арендатор, ответчик) 24.12.2004 г. заключен договор аренды N 1 участка лесного фонда на территории Никольского, Щелкунского, Кашинского лесничеств общей площадью 10993 га для заготовки древесины на арендуемом участке в кварталах, указанных в п. 1 договора, сроком на 49 лет. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом
порядке в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года - зарегистрирован в Главном Управлении ФРС по Свердловской области 17.01.2005 г. за N 66-01/19-4/2005-57.

В целях приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ N 201-ФЗ от 04.12.2006 г., арендодатель ФГУ “Сысертский лесхоз“ заменен на Министерство природных ресурсов Свердловской области (истец), в соответствии с полномочиями, закрепленными в Положении о Министерстве природных ресурсов Свердловской области.

Требование о взыскании задолженности по арендным платежам заявлено Министерством природных ресурсов Свердловской области как администратором доходов бюджета в части платежей за использование лесов.

Согласно ст. 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами соответствующего федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации.

В соответствии со ст. 6 названного кодекса администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение.

Пунктом 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, в том числе: осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Согласно приказу Рослесхоза от 16.01.08 N 8 “Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году“, за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закрепляются полномочия по администрированию платы за использование лесов, в том числе взыскание задолженности по платежам в бюджет,
пеней и штрафов по ним.

Законом Свердловской области от 29.10.07 N 101-ОЗ “Об областном бюджете на 2008 год“ (приложение N 2) Министерство природных ресурсов Свердловской области определено главным администратором доходов областного бюджета, в том числе по платежам за использование лесов в части превышающей минимальный размер арендной платы.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 09.01.08 N 1-ПП “О закреплении источников доходов бюджетов Российской Федерации и порядке осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами государственной власти Свердловской области“ Министерство природных ресурсов Свердловской области наделено полномочиями главного администратора доходов бюджета в отношении различных источников доходов, в том числе по администрированию платы за пользование лесов, в части, превышающей минимальный размер арендной платы.

В соответствии с п. 4.1. договора аренды от 24.12.2004 г. расчетный ежегодный размер главного лесопользования на арендуемом участке определен сторонами в объеме 35,6 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству 23,8 тыс. куб. м., по мягколиственному хозяйству 11,8 тыс. куб. м.

В п. 6 договора арендная плата состоит из стоимости древесины на корню, исчисляемой на основании установленных законом Свердловской области ставок лесных податей, и платы за пользование лесным фондом, направляемой на ведение лесного хозяйства. Плата за пользование лесным фондом устанавливается в размере 30% от стоимости древесины на корню..

Также в п. 6.3. договора аренды стороны установили, что расчеты производятся в течение года в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.

Пунктом 6.5. договора
предусмотрено, что плата за пользование лесным фондом после окончания начального период освоения арендованного участка лесного фонда (с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г.) рассчитывается на основании платы за древесину, отпускаемую на корню в размере ежегодного пользования по данному договору аренды, вносится в доход бюджета равными долями ежемесячно до 20 числа по мере выписки лесорубочных билетов.

Окончательный расчет по арендной плате за все виды лесопользования производится арендатором не позднее 20 января следующего года (п. 6.5. договора аренды).

Истец, ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по арендной плате за октябрь и ноябрь 2007 года в размере 1 096 630,38 руб., из которых: 847 783,63 руб. в федеральный бюджет и 248 846 руб. 75 коп. в областной бюджет, рассчитанной исходя из установленного договором аренды разрешенного объема возможной заготовки древесины за год, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив доводы обеих сторон, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Аренда участков лесного фонда помимо Лесного кодекса Российской Федерации регулируется также гражданским законодательством, а до 11.06.2007 регулировалась Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде).

Согласно пункту 27 Положения об аренде арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданном в аренду. Аналогичные условия предусмотрены и заключенным сторонами договором.

Названным договором предусмотрен один вид лесопользования - заготовка древесины в определенном объеме. Расчет арендной платы за арендуемый участок произведен сторонами за разрешенный объем возможной заготовки древесины в год.

Обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки и не
обусловлена выдачей лесорубочных билетов.

Таким образом, из упомянутых норм права следует, что арендатор независимо от того, воспользуется он правом на лесопользование (заготовку древесины) или нет, обязан внести арендную плату за весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке.

Иное толкование условий договора аренды противоречило бы положениям действующего законодательства.

Однако в связи с этим необходимо установить, что право на лесопользование (а арендная плата установлена за ежегодный размер лесопользования) в установленных договором объемах было арендатору предоставлено.

Согласно п. 7.1. и 7.1.1. договора аренды арендатор приобретает право осуществлять лесопользование (то есть заготовку древесины) в объемах, определенных договором, только после:

1. государственной регистрации договора аренды и

2. получения лесорубочного билета.

В свою очередь из пункта 7.2.2. договора аренды, а также подп. Б п. 35 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 г. N 345 (в ред. от 18.11.2006 г.), действовавшего до 11.06.2007 г. (далее - Положение), следует, что лесхоз, как арендодатель, обязан производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору лесорубочные билеты в объеме лесопользования по договору.

Вместе с тем, с 01.07.2007 г. введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.

Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года не предусмотрено оформление лесорубочных билетов для осуществления лесопользования.

В связи с изменением действующего законодательства в 2007 году Федеральным агентством лесного хозяйства в декабре 2006 года даны указания до 28.12.2006 г. осуществить отвод и передаче лесосечного фонда арендаторам на 2007 года и выдать лесорубочные билеты.

На часть участка лесного фонда лесорубочные билеты выданы ответчику 22.12.2006 г. (N 599, 600, 602, 603, 604, 60, 598), однако, несмотря на обращения арендатора к арендодателю с
заявками на выдачу лесорубочных билетов на другую часть арендуемого участка лесного фонда на 2007 год, лесорубочные билеты оформлены не были.

Следует отметить, что участок лесного фонда предоставлялся арендатору именно для заготовки древесины. Арендная плата также исчисляется из расчета лесопользования и имеет привязку к стоимости древесины на корню.

Из смысла статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемых к отношениям по аренде участков лесного фонда, следует, что арендатор обязан оплатить пользование лишь при исполнении арендодателем своего обязательства по передаче предмета аренды (принадлежностей и документов к нему) в пользование арендатору. Применительно к лесопользованию данные нормы следует трактовать таким образом, что арендатору участка лесного фонда должна быть предоставлена возможность осуществить лесопользование в объеме, предусмотренном в договоре аренды, а при непредставлении такой возможности арендатор на основании пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе приостановить или отказаться от встречного исполнения.

Кроме того согласно пункту 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой применяются к отношениям по аренде участков лесного фонда, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

В результате неправомерного отказа арендодателя в выдаче лесорубочных билетов ухудшились условия пользования арендатора арендованным имуществом, а, следовательно, ответчик, в силу п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе требовать уменьшения арендной платы с учетом неосвоенных объемов.

Об ухудшении условий пользования в частности свидетельствует тот факт, что арендатор в связи с невозможностью использования участка для рубки вынужден был закупать древесину на стороне (договор N 79 от 31.10.2007 г.).

Из анализа
условий договора аренды и вышеназванного Положения следует, что арендная плата уплачивается в полном объеме из годового объема лесосеки в случае, если неосвоение лесосеки произошло по воле арендатора или в силу иных причин, зависящих от арендатора, в том числе и по его вине. Из материалов дела следует, что невыписка лесорубочных билетов на 2007 год не зависела от действий и воли арендатора.

Следует отметить, что указанная позиция нашла отражение и в судебной практике Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2008 г. по делу N А44-2140/2007, по вопросу об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ дела N А44-2140/2007 для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 09.11.2007 и данного постановления см. определение ВАС РФ от 25.07.2008 N 8942/08.

При указанных обстоятельствах, основания для взыскания с арендатора задолженности отсутствуют, исковые требования удовлетворению судом не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды
апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КОЛИНЬКО А.О.