Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.05.2009 по делу N А26-2146/2009 Требование о признании незаконным акта органа местного самоуправления об отказе предпринимателю в утверждении проекта границ земельного участка удовлетворено, поскольку испрашиваемый земельный участок является отдельным объектом земельных правоотношений, подлежащим индивидуализации в самостоятельном порядке путем утверждения схемы его расположения и постановки на кадастровый учет.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2009 г. по делу N А26-2146/2009

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

судьи Подкопаева А.В.

при ведении протокола помощником судьи Юрьевой С.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Ф.И.О. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения N 41-09-131 от 03 марта 2009 года,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Филатова К.С., Мищенко Т.Ю. (доверенность от 03.04.2009),

от ответчика - Гришковой А.Ф. (доверенность от 30.12.2008),

от третьего лица, Министерства природных ресурсов Республики Карелия - Погосян А.А. (доверенность от 06.02.2008),

установил:

заявитель - предприниматель Аветисян О.А., обратился в Арбитражный суд с заявлением, в котором оспаривает решение администрации Петрозаводского городского
округа (далее - администрация), оформленное письмом от 03 марта 2009 года N 41-09-131, об отказе в утверждении проекта границ земельного участка общей площадью 280 м2, расположенного в местечке Пески в г. Петрозаводске.

В отзыве на заявление администрация заявленные требования не признает, указывает, что требования предпринимателя являются необоснованными, поскольку ответ администрации не является отказом. После проведения процедуры формирования земельного участка и предоставления его для использования администрации на праве, определенном Министерством природных ресурсов Республики Карелия (далее - министерство), администрация будет решать вопросы по организации отдыха населения в местечке “Пески“, а также нахождения в указанном месте сезонных объектов питания, предназначенных для обслуживания населения городского округа.

В отзыве на заявление министерство указывает, что письмо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует статье 34 Земельного кодекса РФ. Предприниматель обратился в администрацию для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка. Обязанность органов местного самоуправления в месячный срок утвердить схему расположения земельного участка на основании заявления заинтересованного лица либо исполнительного органа государственной власти, установлена пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ. В нарушение данной обязанности администрация отказала в утверждении схемы расположения. В качестве основания для отказа администрация указала на факт формирования земельного участка на землях общего пользования. Однако, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков общего пользования в аренду, и не содержит запрета на утверждение схем расположения земельных участков, расположенных на землях общего пользования.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании не признала предъявленных требований, дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление.

Представитель третьего лица дала пояснения, аналогичные изложенному в
отзыве на заявление.

Заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что 22 января 2009 года предприниматель Аветисян О.А. обратился в администрацию с заявлением о возможности размещения временного кафе на земельном участке площадью 280 м2 в м. “Пески“ на Соломенском шоссе в Петрозаводске.

03 марта 2009 года администрация направила предпринимателю Аветисяну О.А. письмо N 41-09-131, в котором указала, что проект границ земельного участка в п. “Пески“ утвержден в границах общего пользования, о решения вопроса о целевом использовании данного участка, рассмотрение каких-либо заявлений не представляется возможным.

Данное решение администрации суд считает незаконным и подлежащим признанию недействительным.

Согласно Закону Республики Карелия N 1060-ЗРК “О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена“, а также в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Республики Карелия (подпункт 2 пункта 1), функции по управлению и распоряжению земельными участками в Петрозаводске возложены на министерство.

Возможность министерства распоряжаться земельными участками зависит от соответствующего решения органа местного самоуправления по вопросу утверждения проекта границ земельных участков, поскольку в силу статьи 22 Земельного кодекса РФ применительно к пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ к земельным участкам относятся участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.

Порядок предоставления в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (для размещения временных объектов) установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством,
подают заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“ (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).

Исполнительный орган государственной власти в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ).

Аналогичный порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен пунктами 36-40 Административного регламента Министерства природных ресурсов Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия N 226 от 23.05.2007.

В отзыве на заявление администрация указывает, что в настоящее время ведутся работы по формированию земельного участка площадью 121279 м2, постановке его на кадастровый учет. После проведения процедуры формирования земельного участка и предоставления его администрации для использования на праве, определенном министерством, администрация будет решать вопросы по организации места отдых населения в
местечке “Пески“, а также нахождения в указанном месте сезонных объектов питания, предназначенных для обслуживания населения городского округа.

Суд считает данную позицию администрации неправомерной. Испрашиваемый земельный участок площадью 280 м2 является отдельным объектом земельных правоотношений, подлежащим индивидуализации в самостоятельном порядке. Для индивидуализации земельного участка, и передачи его а аренду, необходимо утверждение схемы его расположения и постановка на кадастровый учет.

Согласно статье 34 Земельного кодекса РФ предметом договора аренды могут быть только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. Отсутствие утвержденной администрацией схемы расположения земельного участка препятствует заключению между министерством и предпринимателем договора аренды земельного участка.

Таким образом, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы предпринимателя Аветисяна О.А., является незаконным, поэтому суд считает необходимым удовлетворить требования, признать оспариваемое решение незаконным.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить. Признать ненормативный акт администрации Петрозаводского городского округа, решение N 41-09-131 от 03 марта 2009 года об отказе индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. в утверждении проекта границ земельного участка общей площадью 280 м2, расположенного в местечке Пески в г. Петрозаводске, незаконным, как несоответствующий Земельному кодексу РФ.

Обязать администрацию города Петрозаводска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Аветисяна О.А. путем утверждения проекта границ земельного участка общей площадью 280 м2, расположенного в местечке Пески в городе Петрозаводске.

2. Возвратить предпринимателю Аветисяну О.А. из федерального бюджета госпошлину в сумме 100 рублей, уплаченную по квитанции ОАО “Банк Возрождение“ от 18 марта 2009 года.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение
одного месяца со дня изготовления полного текста решения - в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.В.ПОДКОПАЕВ