Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2009 по делу N А26-3774/2008 Собственник земельного участка является плательщиком земельного налога, независимо от обременения участка сервитутом или сдачи в аренду; ссылка на решение органа местного самоуправления, которым установлена меньшая ставка земельного налога, является ошибочной, поскольку ставка не применяется в отношении объектов, имеющих определенное целевое назначение.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 мая 2009 г. по делу N А26-3774/2008

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 04 мая 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Интерпрайс“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия

о признании недействительным решения от 21.05.2008 г. N 1325 в части доначисления земельного налога

при участии:

от заявителя - Горблянской С.А. (доверенность в деле),

от ответчика - Ростова А.В. (доверенность в деле);

установил:

Открытое акционерное общество “Интерпрайс“ обратилось в Арбитражный
суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным, как не соответствующего статьям 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия от 21.05.2008 N 1325 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 116 931 руб. и 4 134, 20 руб. пеней.

В судебном заседании Общество, дополнительно к ранее заявленным требованиям, просит обязать налоговую инспекцию возвратить удержанные на основании названного решения 59 161, 72 руб. земельного налога.

Уточненные требования судом приняты.

По мнению Общества, налоговая инспекция неправомерно использовала выписки из государственного земельного кадастра по состоянию на 12.02.2008 для расчета налога, в то время как оно при определении налоговой базы применило справку о кадастровой цене земельного участка по состоянию на 16.10.2006, выданную главным специалистом Территориального Межрайонного отдела N 1 по Костомукшскому городскому округу.

Также Общество считает неправомерным использование в кадастровом плане стоимости земли под объектами торговли в размере 3 858, 01 руб. за один квадратный метр для всей площади земельного участка, поскольку при оценке земель не учтены находящиеся на нем объекты недвижимости, определяющие функциональное использование земель, и обременение публичными сервитутами над инженерными сетями, не принадлежащими Обществу, но проходящими по территории земельного участка. Ссылаясь на наличие публичного сервитута, Общество считает, что в соответствии с решением Костомукшского городского Совета от 15.11.2005 N 448-ГС оно имеет право на применение ставки земельного налога в размере 0, 1 процента от кадастровой стоимости.

Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия, заявление отклоняет, не усматривая нарушений закона и интересов Общества при принятии оспариваемого решения.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив
материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.

Как видно из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2007 год, инспекция установила занижение налога на сумму 116 931 руб., что нашло отражение в акте от 15.04.2007 N 802 (л.д. 47-47). Решением от 21.05.2007 N 1325 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности инспекция предложила Обществу уплатить доначисленный налог в размере 116 931 руб. и 4 134, 20 руб. пеней (л.д. 15-19).

На указанное решение Обществом была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, которая оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.05.2006 серии 10 АБ N 089793 Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2 590 квадратных метров с кадастровым номером 10:04:01 02 17:003, расположенный по адресу: г. Костомукша, проспект Горняков, район рынка “Звездный“ (л.д. 22).

При расчете земельного налога за 2007 год Общество, руководствуясь справкой о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 16.10.2006, выданной территориальным Межрайонным отделом N 1 по Костомукшскому городскому округу (л.д. 21), применило налоговую ставку 1, 5 % к налоговой базе 2 196 871, 87 руб. (кадастровая стоимость земельного участка). Сумма исчисленного и уплаченного земельного налога составила 32 953 руб.

По мнению инспекции, Общество занизило налоговую базу вследствие необоснованного применения кадастровой стоимости земельного участка, указанной в названной справке, поскольку согласно кадастровому плану спорного земельного участка по состоянию на 12.02.2008 (л.д. 20) его стоимость составляет 9 992 245,
90 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах в качестве объекта налога на землю признает земельный участок, а не его части.

В пункте 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Республики Карелия от 20.10.2005 N 296 р-П (далее - Распоряжение N 296 р-П), официально опубликованным в газете “Новости Костомукши“ 23.02.2006, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений, в том числе по кварталу 10:04:010217:003 (где расположен спорный земельный участок) (л.д. 32).

Из постановления Администрации муниципального образования “город Костомукша“ от 23.12.2002 N 934 (л.д. 28) и плана участка с кадастровым номером 10:04:010217:003, являющегося приложением к постановлению местной администрации г. Костомукша N 215 от 16.03.2001 и N 429 от 10.06.2002 (л.д. 29), видно, что спорный
участок общей площадью 2 590 кв. метров предоставлен для размещения объектов городской инфраструктуры (крытый рынок, автомагазин, автосервис). Согласно кадастровому плану земельного участка от 12.02.2008 (л.д. 20) участок входит в состав земель населенных пунктов с разрешенным его использованием под рынок, автомагазин, автосервис.

Землями населенных пунктом в силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Из данной нормы закона следует, что дифференциация налоговых ставок также определяется таким объектом, как земельный участок, - с учетом категории земель и разрешенного целевого его использования

Согласно Распоряжению N 296р-П показатели кадастровой стоимости земель поселений Костомукшской администрации в квартале 10:04:01:02:17 установлены исходя из расчета кадастровой стоимости по видам функционального использования земель. Так, показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов составляют (за 1 кв. м): земли гаражей и автостоянок - 3 565, 56 руб.; земли под объектами торговли, общественного питания - 3 858, 01 руб.; земли под промышленными объектами коммунального хозяйства, связи - 1 162, 13 руб., прочие земли поселений (резерв) - 311, 86 руб.

Данная информация предоставлена для расчета сумм земельного налога в соответствии с решением Костомукшского городского Совета от 15.11.2005 N 448-ГС (с учетом внесенных решением Костомукшского
городского Совета от 03.05.2006 N 503-ГС изменений) (л.д. 48).

Следовательно, если земельный участок предоставлен налогоплательщику для ведения определенной деятельности и отнесен к землям поселений (землям населенных пунктов), налогоплательщик использует показатель (либо показатели), утвержденный соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в зависимости от цели предоставления этой земли.

Согласно справке главного специалиста Территориального Межрайонной отдела N 1 по Костомукшскому городскому округу Трошина О.С. кадастровая цена земельного участка по состоянию на 16.10.2006 составляет 2 196 871, 87 руб., которая определена исходя из показателей кадастровой стоимости, утвержденных Распоряжением N 296р-П, с учетом того, что на спорном земельном участке расположены: здания ангара, ремонтных мастерских, гаража, проходной, а под объектом торговли используется земельный участок площадью 54 кв. м (л.д. 21).

Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что фактически на спорном земельном участке размещены: ангар, магазин, гараж и мастерская по ремонту ККМ, размещение которых, кроме магазина, в назначении земельного участка не предусмотрено. Документов, свидетельствующих об изменении разрешенного использования названного земельного участка, в том числе путем выделения из него самостоятельного земельного объекта под иные цели, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, вышеуказанная справка не может быть принята в качестве надлежащего доказательства кадастровой стоимости земельного участка и Общество должно применять показатель кадастровой стоимости для земель под объектами торговли, общественного питания в размере 3 858, 01 руб. за 1 кв. м, утвержденный Распоряжением N 296р-П.

Тот факт, что Общество в настоящее время осуществляет сдачу в аренду часть недвижимости, само по себе не изменяет вида разрешенного использования земельного участка и не влияет на налоговую базу для исчисления земельного налога.

В соответствии со статьей
23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В данном случае публичный сервитут установлен над инженерными сетями, проходящими по территории спорного земельного участка в целях производства ремонтных работ и обслуживания.

Согласно пункту 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, следовательно, собственник земельного участка является плательщиком земельного налога.

Ссылка Общества на решение Костомукшского городского Совета от 03.05.2006 N 503-ГС “О внесении дополнений в решение городского Совета от 15.11.2005 N 448-ГС “Об установлении земельного налога на территории Костомукшского городского округа“, которым установлена ставка земельного налога в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся в жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, является ошибочной, поскольку ставка 0,1 процента применяется в отношении земельных участков, которые предоставлены именно в целях размещения перечисленных объектов на них, а не в отношении самих объектов, имеющих определенное целевое назначение.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью “Интерпрайс“ отказать.

2. Расходы по госпошлине отнести на Общество.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный
суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Г.Г.ШАТИНА