Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2009 по делу N А13-2791/2009 В связи с нарушением норм процессуального права подлежит отмене решение суда о признании недействительным постановления Региональной энергетической комиссии в части размера установленной для ООО ставки на содержание электрических сетей, поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2009 г. по делу N А13-2791/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кустова А.А., Старченковой В.В., при участии от Региональной энергетической комиссии Вологодской области Жирникова К.Ю. (доверенность от 24.08.2009), от общества с ограниченной ответственностью “Энерготранзит Альфа“ директора Охотина Е.А. (решение от 31.12.2008 N 3, редставителя Толмосова С.В. (доверенность от 17.04.2009), от открытого акционерного общества “Вологодская сбытовая компания“ Сысолятиной Л.А. (доверенность от 10.11.2009), рассмотрев 30.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.07.2009 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 01.09.2009 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А13-2791/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Энерготранзит Альфа“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК) от 26.12.2008 N 519/20 “Об установлении индивидуального тарифа на передачу электрической энергии“ (далее - постановление N 519/20) в части установленных для Общества ставки на содержание электрических сетей и объема отпуска в сеть, за исключением объемов закрытого акционерного общества “Вологодский подшипниковый завод“ (далее - Завод). Общество просило обязать РЭК установить для него ставку на содержание сетей на период с даты вступления в силу решения суда и окончания текущего периода регулирования и устранить допущенные при установлении тарифа на 2009 год нарушения его прав и интересов путем установления в последующем периоде регулирования тарифа, обеспечивающего компенсацию расходов, заявленных Обществом при установлении тарифа на 2009 год.

К участию в деле привлечено открытое акционерное общество “Вологодская сбытовая компания“ (далее - Компания).

Решением суда от 02.07.2009 постановление РЭК N 519/20 в части установления для Общества ставки на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 2577 руб./МВА в месяц и объема отпуска в сеть (за исключением объемов закрытого акционерного общества “Вологодский подшипниковый завод“) в размере 63,727 млн кВт.ч признано недействительным и не соответствующим требованиям статей 2, 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Закон N 41-ФЗ), пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - Закон N 35-ФЗ),
пункта 46 Методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические рекомендации). РЭК обязана установить ставку на содержание электрических сетей Общества и определить объем отпуска в сеть Общества в течение месяца с момента вступления в силу решения по настоящему делу.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 решение суда от 02.07.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе РЭК просит отменить судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального и материального права. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции неправомерно отнесли оспариваемое постановление к ненормативным актам, поскольку оно обладает признаками нормативного, а следовательно, заявление Общества должно быть рассмотрено коллегиальным составом суда. РЭК указывает на то, что оснований для признания постановления N 519/20 недействительным не имелось, поскольку доказательств того, что тарифы являются экономически необоснованными, заявитель не представил. Кроме того, как полагает ответчик, выводы суда не соответствуют разъяснениям ФСТ, изложенным в письме от 18.02.2005 N СН-570/14, которые необоснованно не приняты судом во внимание. Согласно указанным разъяснениям при аренде сетевой организацией сетей иных собственников затраты по обслуживанию этих сетей должен нести их собственник.

В отзыве и дополнениях к нему Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.

В отзыве Компания поддержала доводы кассационной жалобы.

В судебном заседании представитель РЭК настаивал на доводах жалобы, а представители Общества и Компании поддержали доводы своих отзывов.

Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит
удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество, созданное в октябре 2008 года, обратилось в РЭК с заявлением от 14.11.2008 об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год. Письмом от 18.11.2008 им в регулирующий орган направлены скорректированные расчеты по этому тарифу.

Пунктом 1.3 постановления РЭК от 09.12.2008 N 492 установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями для потребителей услуг, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.

На заседании правления РЭК по вопросу установления индивидуального тарифа для заявителя, состоявшегося 26.12.2008, принято постановление N 519/20, которым установлен и введен в действие с 01.01.2009 индивидуальный двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества для взаиморасчетов с Компанией, в том числе ставка на содержание электрических сетей (2577 руб./МВА в месяц) и ставка на оплату технологического расхода (потерь) без налога на добавленную стоимость (35,13 руб./МВт.ч). Постановлениями, принятыми регулирующим органом 26.12.2008, также утверждены индивидуальные тарифы для других сетевых организаций.

В основу решения РЭК положено заключение экспертной группы регулирующего органа по расчету необходимой валовой выручки (НВВ) на осуществление деятельности по передаче электрической энергии и индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии Обществом на 2009 год.

Ссылаясь на то, что РЭК занижена НВВ, не учтены затраты и расходы, связанные с регулируемой деятельностью, Общество обратилось в суд с заявлением о признании постановления N 519/20 недействительным.

Суд первой инстанции рассмотрел дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и удовлетворил заявление. При этом суд сделал вывод о том, что РЭК не доказала
экономическую необоснованность расходов Общества по оплату труда, не обосновала правомерность их частичного исключения из общих расходов. Кроме того, по мнению суда, регулирующий орган неправомерно не принял расходы по арендной плате за полученные заявителем у ЗАО “Вологодский подшипниковый завод“ (далее - ЗАО “ВПЗ“) в аренду электрические сети и оборудование в сумме 9 780 500 рублей. Суд также посчитал, что Общество “несет весь объем расходов на содержание и эксплуатацию арендуемых сетей, поэтому в составе экономически обоснованных затрат при расчете НВВ должен учитываться весь объем произведенных расходов по оказанию услуг по передаче электрической энергии как сторонним потребителям, так и ЗАО “ВПЗ“.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.

Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

При решении вопроса о том, является ли обжалуемый акт нормативным, следует установить, обладает ли он существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, которыми являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Независимо от наименования оспариваемого акта (за исключением акта, принятого в форме закона) необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам
главы 23 АПК РФ.

В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 7.1 Закона N 41-ФЗ споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Статьей 6 Закона N 41-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают, в частности, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.

Согласно этой статье органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют регулирование тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления НВВ организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ.

Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил договору (то есть расчеты между парой смежных сетевых организаций) осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора
от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать НВВ данной организации.

Во исполнение требований пункта 42 Правил приказом ФСТ от 31.07.2007 N 138-э/6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2007, регистрационный N 10030) утверждены изменения и дополнения в Методические указания, которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.

Согласно пункту 54 Методических указаний при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Пунктом 54.1 Методических указаний определен порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Пунктом 54.2 Методических указаний установлен порядок расчета
индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.

Постановление N 519/20 принято компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий, в порядке, предусмотренном Законом N 41-ФЗ, Основами ценообразования, Правилами и Методическими указаниями. В нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для Компании и смежной сетевой организации, НВВ которой включена в расчет общего (котлового) тарифа на услуги по передаче, применяемого в отношении неопределенного круга лиц. Постановление об утверждении индивидуального тарифа рассчитано на неоднократное применение (в течение регулируемого периода - 2009 год), направлено на урегулирование отношений по расчетам за услуги по передаче электрической энергии. Утверждение котлового и индивидуальных тарифов является взаимосвязанным процессом; изменение одного тарифа влияет на размер другого.

Таким образом, постановление РЭК N 519/20 обладает признаками нормативного правового акта, вопрос о законности которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 194 АПК РФ дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей.

В данном случае в суде первой инстанции дело рассмотрено судьей единолично. В апелляционную инстанцию решения по таким делам не обжалуются.

В силу пункта 1 части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в первую инстанцию для рассмотрения в порядке, установленном главой 23 АПК РФ в коллегиальном составе судей.

При новом рассмотрении суду необходимо оценить доводы и возражения сторон по существу заявленного требования, правильно распределить бремя доказывания,
дать оценку имеющимся в деле доказательствам с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.07.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу N А13-2791/2009 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Председательствующий

Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судьи

А.А.КУСТОВ

В.В.СТАРЧЕНКОВА