Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.11.2009 по делу N А42-2238/2009 Суд признал недействительным требование таможни об уплате ООО таможенных платежей, доначисленных в связи с нарушением таможенного режима “перемещение припасов“, поскольку топливо и масло вывезены за пределы территории РФ как составная часть судна в режиме “временный вывоз“, а по прибытии в порт РФ общество завершило указанный режим подачей генеральной декларации и декларации судовых запасов, указав в последней остатки топлива и масла, то есть они не были помещены ООО под режим “перемещение припасов“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2009 г. по делу N А42-2238/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Колесниковой С.Г., Любченко И.С., рассмотрев 23.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.05.2009 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Савицкая И.Г.) по делу N А42-2238/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Гарпия“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни (далее - Таможня) от 30.01.2009 N 8 об уплате таможенных платежей.

Решением суда первой
инстанции от 25.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.09.2009, заявление Общества удовлетворено.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение и постановление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - положений таможенного законодательства, а также постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524 “Об установлении таможенного режима перемещения припасов“ и приказа ФТС России от 29.12.2007 N 1665 “Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов“. Таможенный орган в жалобе указывает, что Общество, самостоятельно выбрав таможенный режим “перемещение припасов“ путем подачи декларации судовых запасов, в дальнейшем нарушило этот таможенный режим, в связи с чем обязано уплатить таможенные платежи согласно оспариваемому требованию.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором Общество просит оставить жалобу Таможни без удовлетворения.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно и судами установлено, что 11.09.2008 принадлежащее Обществу судно “Союз-1“ при отходе из порта Мурманск для следования в Баренцево море за пределы таможенной территории Российской Федерации помещено под таможенный режим “временный вывоз“.

Упомянутое судно 13.09.2008 возвратилось в порт Мурманск; на приход судна капитаном поданы генеральная (общая) декларация, а также декларация судовых запасов, в которой указывалось, что на территорию Российской Федерации ввозятся остатки дизельного топлива и масла М14Г2ЦС - 7000 кг и 260 кг соответственно.

Таможенный орган после соответствующей проверки документов и судна произвел выпуск транспортного средства (таможенный режим “временный вывоз“ завершен ввозом транспортного средства
на таможенную территорию Российской Федерации).

В период с 19.09.2008 по 29.09.2008 судно “Союз-1“ осуществляло каботажный рейс (Мурманск - Нарьян-Мар - Мурманск); таможенную и государственную границу судно не пересекало. На таможенной территории Российской Федерации судном “Союз-1“ использована часть дизельного топлива - 4360 кг и масла М14Г2ЦС - 90 кг.

По мнению Таможни, Общество, подав 13.09.2008 при приходе судна декларацию судовых запасов, заявило на остатки дизельного топлива и масла таможенный режим “перемещение припасов“ и указанные товары выпущены Таможней согласно заявленному таможенному режиму.

В порядке статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) Таможня провела общую таможенную ревизию по вопросу соблюдения условий таможенного режима “перемещение припасов“ для товаров, оформленных по декларации судовых запасов (акт общей таможенной ревизии от 27.01.2009 N 10207000/270109/А0008; том дела 1, листы 36 - 38).

В ходе этой ревизии выявлен факт неправомерного использования судном “Союз-1“ на таможенной территории Российской Федерации 4360 кг дизельного топлива и 90 кг масла М14Г2ЦС, помещенных под таможенный режим “перемещение припасов“ 13.09.2008.

Результаты общей таможенной ревизии послужили таможенному органу основанием для выставления Обществу требования от 30.01.2009 N 8 об уплате таможенных платежей.

Общество оспорило требование Таможни в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что Общество при возвращении судна не помещало остатки топлива и масла под таможенный режим “перемещение припасов“, удовлетворили заявление Общества.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ транспортные средства - это любое морское
(речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации (статья 270 ТК РФ).

Судами установлено и Таможней не оспаривается, что 11.09.2008 судно “Союз-1“ помещено под таможенный режим “временный вывоз“ и выпущено таможенным органом согласно заявленному режиму. При выпуске судна в соответствии с данным таможенным режимом таможенный орган сверил судовые запасы (дизельное топливо, вода, масло М14Г2ЦС), заявленные в декларации о судовых запасах, с фактическим количеством их на борту.

При завершении таможенного режима “временный вывоз“ 13.09.2008 таможенный орган вновь сверил декларации судовых запасов с фактическим количеством дизельного топлива, воды и масла М14Г2ЦС, находящимися на борту судна при его приходе.

Вместе с тем таможенным органом ни документально, ни иным образом не подтверждено, что Общество 13.09.2008 воспользовалось своим правом, установленным пунктом 2 статьи 156 ТК РФ, заявить таможенный режим “перемещение припасов“ в отношении спорного топлива и масла.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали несостоятельным вывод таможенного органа о том, что Общество поместило топливо и масло, находящиеся в штатных баках судна
“Союз-1“, под таможенный режим “перемещение припасов“.

Суды правомерно исходили из того, что для таможенных целей топливо и масло, перемещающиеся в штатных баках (цистернах) морского судна, в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ охватываются понятием “транспортное средство“, а не являются самостоятельным товаром и их перемещение через таможенную границу Российской Федерации регламентируется положениями главы 22 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В данном случае топливо и масло 11.09.2008 вывезены как составная часть транспортного средства за пределы таможенной территории Российской Федерации в режиме “временный вывоз“ в порядке статьи 274 ТК РФ. По приходу судна в порт Мурманск 13.09.2008 Общество завершило режим временного вывоза транспортного средства подачей генеральной декларации, а также декларации судовых запасов, указав в последней остатки топлива и масла; впоследствии данные остатки топлива не находились под таможенным контролем. Доказательств обратного таможенным органом не представлено.

При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для направления Обществу оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали все фактические обстоятельства дела и дали им надлежащую правовую оценку, и основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.05.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А42-2238/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

С.Н.БУХАРЦЕВ

Судьи

С.Г.КОЛЕСНИКОВА

И.С.ЛЮБЧЕНКО