Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 по делу N А05-6707/2009 Суд признал незаконными действия таможни по отказу ОАО в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, поскольку после предъявления таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с территории РФ общество предъявило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сборы за таможенное оформление товаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. по делу N А05-6707/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от Архангельской таможни Корельского А.В. (доверенность от 11.07.2008 N 32), рассмотрев 27.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.07.2009 по делу А05-6707/2009 (судья Шадрина Е.Н.),

установил:

открытое акционерное общество “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - Таможня) по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 1 064 000
руб. за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.07.2009 заявление Общества удовлетворено.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение суда от 07.07.2009, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

Общество представило в суд отзыв на кассационную жалобу.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что в 2006 - 2007 годах Общество осуществляло экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров собственного производства (картона, целлюлозы, плит древесноволокнистых), применяя предусмотренный статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) упрощенный порядок декларирования - периодическое временное декларирование. За указанный период Общество представило в Таможню 39 временных периодических таможенных деклараций и уплатило таможенные сборы в сумме 1 064 000 руб.

Впоследствии Общество уточнило количество отгруженного товара и представило таможенному органу полные периодические таможенные декларации на ранее экспортированный товар: N 10203100/100107/0000003, 10203100/090307/0000512, 10203100/260107/0000144, 10203100/110107/0000004, 10203100/160207/0000340, 10203100/190307/0000595, 10203100/110107/0000008, 10203100/160207/0000338, 10203100/200407/0000957, 10203100/260107/0000143, 10203100/100407/0000847, 10203100/230407/0000973, 10203100/230407/0000972, 10203100/030707/0001825, 10203100/011107/0003225, 10203100/230407/0000974, 10203100/300707/0002120, 10203100/011107/0003224, 10203100/230407/0000978, 10203100/300707/0002112, 10203100/011107/0003223, 10203100/230407/0000982, 10203100/300707/0002113, 10203100/111207/0003638, 10203100/100407/0000850, 10203100/300707/0002117, 10203100/111207/0003639, 10203100/060607/0001487, 10203100/270807/0002431, 10203100/290806/0002530, 10203100/060607/0001488, 10203100/270807/0002430, 10203100/280906/0002867, 10203100/140607/0001584, 10203100/270907/0002806,
10203100/280906/0002865, 10203100/030707/0001821, 10203100/011107/0003222, 10203100/030707/0001822.

За таможенное оформление поданных деклараций Общество уплатило таможенные сборы в сумме 1 064 000 руб.

Полагая, что при таможенном оформлении товаров, которое началось с представления временных периодических деклараций, таможенные сборы по представленным полным таможенным декларациям в сумме 1 064 000 руб. являются излишне уплаченными, Общество обратилось в Таможню с заявлением от 06.04.2009 N 2/4-666 об их возврате.

Таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов ввиду отсутствия правовых оснований, поскольку, по мнению Таможни, факт излишней уплаты таможенных платежей не установлен (письмо от 23.04.2009 N 14-01-26/4350).

Считая отказ Таможни незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Решением суда требования Общества удовлетворены, оспариваемые действия Таможни признаны незаконными. На основании статьи 201 АПК РФ суд обязал Таможню устранить нарушения прав и законных интересов Общества - осуществить возврат излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 1 064 000 руб.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для
применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10
ТК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ (далее - Постановление N 863) установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Обязанность повторной уплаты таможенного сбора, установленная указанным пунктом Постановления N 863, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.

Как следует из материалов дела и установлено судом, после представления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации Общество предъявило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сборы за таможенное оформление товаров.

Сумма таможенных сборов в размере 1 064 000 руб., уплаченная Обществом, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом.

Суд на основании статьи 60 ТК РФ сделал правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.

Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является
сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В связи с этим сумма 1 064 000 руб., внесенная за таможенное оформление товаров при подаче полных периодических таможенных деклараций, правомерно признана судом излишне уплаченной.

По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными обжалуемые действия таможенного органа, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы за оформление полных периодических таможенных деклараций, и обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав заявителя.

Довод подателя кассационной жалобы о неправомерном взыскании судом с Таможни суммы государственной пошлины, уплаченной Обществом при подаче заявления в суд, кассационная инстанция считает несостоятельным.

Согласно статье 101 АПК РФ государственная пошлина признается частью судебных расходов. В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и правомерно взыскал с Таможни судебные расходы, понесенные Обществом.

Поскольку выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены по правилам статьи 71 АПК РФ, и обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.07.2009 по делу
N А05-6707/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Л.Б.МУНТЯН