Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2009 по делу N А21-1798/2009 Суд правомерно признал незаконным отказ таможенного органа в возврате ООО излишне уплаченных сборов за таможенное оформление товаров, поскольку после представления таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации общество представило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сборы за таможенное оформление товаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2009 г. по делу N А21-1798/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от Калининградской областной таможни Яквиной О.П. (доверенность от 30.12.2008 N 168), от общества с ограниченной ответственностью “Лукойл-Калининградморнефть“ Фалеева В.В. (доверенность от 20.04.2009 N 17-2346), рассмотрев 15.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2009 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А21-1798/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Лукойл-Калининградморнефть“ (далее - Общество)
обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Калининградской областной таможни (далее - Таможня) по отказу в возврате излишне уплаченных за таможенное оформление таможенных сборов в сумме 8 500 000 руб.

Решением суда первой инстанции от 07.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2009, заявление Общества удовлетворено.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение суда от 07.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенных деклараций, поскольку подача на одни и те же товары временной и полной таможенных деклараций представляет собой единый порядок таможенного оформления, в рамках которого имеют место два факта декларирования товара.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества просил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу Таможни - без удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2005 - 2008 годах Общество осуществляло экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации товара - нефти сырой, применяя упрощенный порядок декларирования, предусмотренный статьей 138 ТК РФ, - периодическое временное декларирование. За указанный период Общество представило в Таможню 86 временных периодических деклараций и уплатило таможенные сборы в сумме 8 500 000 руб.

Впоследствии Общество, уточнив количество отгруженного товара, представило таможенному органу 86 полных периодических
таможенных деклараций на ранее вывезенный товар, и уплатило за таможенное оформление поданных деклараций таможенные сборы в сумме 8 500 000 руб.

Полагая, что при таможенном оформлении товаров, которое началось с представления периодических временных деклараций, таможенные сборы по представленным полным таможенным декларациям являются излишне уплаченными, Общество обратилось в Таможню с заявлением от 12.12.2008 N 44-1212 о возврате излишне уплаченных за таможенное оформление денежных средств в размере 8 500 000 руб.

Таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств, ссылаясь на отсутствие нормы, определяющей порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, установленного статьей 138 ТК РФ (письмо от 17.12.2008 N 22-22/21942).

Считая отказ Таможни незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций требования Общества удовлетворили. Оспариваемые действия Таможни признаны незаконными и на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал Таможню произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 8 500 000 руб.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное
оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения
таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ (далее - Постановление N 863) установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Обязанность по повторной уплате таможенного сбора, установленная указанным пунктом 7, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.

Как следует из материалов дела и установлено судами, после представления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации Общество представило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сборы за таможенное оформление товаров.

Сумма таможенных сборов в размере 8 500 000 руб., уплаченная Обществом, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом.

Суды на основании статьи 60 ТК РФ сделали правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического
временного декларирования данных товаров.

Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В связи с этим сумма 8 500 000 руб., внесенная за таможенное оформление товаров при подаче полных таможенных деклараций, правомерно признана судами излишне уплаченной.

По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконными обжалуемые действия таможенного органа, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за оформление полных периодических деклараций, обязав Таможню устранить допущенные нарушения прав заявителя.

Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены по правилам статьи 71 АПК РФ, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А21-1798/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Л.Б.МУНТЯН