Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2009 по делу N А05-6377/2009 ИФНС неправомерно привлекла предпринимателя к административной ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неведении кассовой книги, поскольку утвержденным советом директоров ЦБ РФ “Порядком ведения кассовых операций в РФ“ не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2009 г. по делу N А05-6377/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О., рассмотрев 16.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2009 по делу N А05-6377/2009 (судья Дмитревская А.А.),

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 05.05.2009 N 78
о назначении административного наказания по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 01.06.2009 суд удовлетворил заявление.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение.

Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 28.04.2009 инспекция провела проверку полноты учета предпринимателем Куц М.А. выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники в период с 26.09.2008 по 28.04.2009 в принадлежащем ей магазине, расположенном по адресу: Архангельская область, пос. Плесецк, ул. Уборевича, д. 22.

При проведении проверки выявлен факт неоприходования предпринимателем Куц М.А. в кассу выручки в сумме 10 405 884 руб. 91 коп., поскольку в указанный период она не вела кассовую книгу, что, по мнению инспекции, является нарушением пунктов 22 - 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).

По результатам проверки инспекция составила акт от 28.04.2009 N 13-16/222 и протокол об административном правонарушении от 29.04.2009 N 78.

На основании указанных документов инспекция вынесла постановление от 05.05.2009 N 78 о назначении предпринимателю административного наказания в виде взыскания 4 000 руб. штрафа по статье 15.1 КоАП РФ.

Предприниматель Куц М.А. оспорила постановление инспекции в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал незаконным постановление инспекции, отметив, что в действиях предпринимателя Куц М.А. отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения.

Кассационная инстанция считает, что
судебный акт не подлежит отмене.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).

Согласно пункту 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации“ (далее - Постановление N 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных
средств.

Согласно пункту 2 Постановления N 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Исходя из изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что Порядком не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу. В связи с этим довод кассационной жалобы о нарушении Куц М.А. Порядка необоснован.

На каждую контрольно-кассовую машину (далее - ККМ) в соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, заводится журнал кассира-операциониста.

Кроме того, поскольку предприниматель Куц М.А. применяет упрощенную систему налогообложения, она в соответствии со статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации обязана вести книгу учета доходов и расходов.

На основании материалов дела суд первой инстанции установил, что предприниматель Куц М.А. производила прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением ККМ и отражала эти операции в журнале кассира-операциониста, порядок ведения и форма которого утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций“.

Суд первой инстанции не установил расхождений между данными фискальных отчетов ККМ и представленных в дело копий журнала кассира-операциониста и книг учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В связи с тем,
что инспекция не доказала факт неоприходования в кассу предпринимателя денежной наличности, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление инспекции.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2009 по делу N А05-6377/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.САМСОНОВА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Е.О.МАТЛИНА