Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2009 по делу N А13-2749/2009 Поскольку после представления ОАО таможне временных периодических деклараций в отношении экспортируемого товара, уплаты таможенных сборов и убытия данного товара с таможенной территории РФ общество представило в таможню полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило таможенные сборы, суд правомерно признал незаконными действия таможни, выразившиеся в отказе ОАО возвратить излишне уплаченные сборы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2009 г. по делу N А13-2749/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., рассмотрев 08.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.05.2009 по делу N А13-2749/2009 (судья Логинова О.П.),

установил:

открытое акционерное общество “Череповецкий “Азот“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Вологодской таможни (далее - Таможня), связанных с отказом в возврате 300 000 руб. таможенных сборов, уплаченных по платежным поручениям от 01.08.2008 N 4908, от 24.11.2008 N 7729, и об обязании
Таможни возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные сборы.

Решением суда первой инстанции от 18.05.2009 требования Общества удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению подателя жалобы, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации. В обоснование своей правовой позиции таможенный орган ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863“ (далее - Постановления N 220) в части касающейся уплаты таможенных сборов при временном периодическом декларировании.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не прибыли, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество, в период с декабря 2008 года по февраль 2009 года, экспортировало на внешний рынок товар - аммиачную селитру, представляя в таможенный орган для оформления поставляемого им товара временные таможенные декларации. При временном периодическом декларировании товаров Обществом уплачены таможенные сборы за таможенное оформление в размере 300 000 рублей.

При подаче полных периодических деклараций после убытия товара с таможенной территории Российской Федерации, Общество уплатило за таможенное оформление таможенные сборы в той же сумме.

04.03.2009 Общество обратилось в Таможню с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных
денежных средств.

Таможня письмом от 06.03.2009 N 07-21/1819 отказала Обществу в произведении возврата ввиду отсутствия факта излишней уплаты.

Общество оспорило решение таможенного органа в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, признав незаконным и не соответствующим Таможенному кодексу Российской Федерации (далее ТК РФ) оспариваемое решение Таможни, обязав, на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, таможенный орган возвратить Обществу излишне уплаченные сборы за таможенное оформление в размере 300 000 рублей.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение
определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 137 ТК РФ упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“.

Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По смыслу приведенного нормативного положения обязанность по повторной уплате таможенного сбора не распространяется на случаи подачи полной периодической декларации при временном периодическом декларировании.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что после предоставления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации в период с декабря 2008 года по февраль
2009 года, Общество представляло полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сбор за таможенное оформление товаров в размере 300 000 рублей.

Суд, руководствуясь статьей 60 ТК РФ, сделал правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.

Данная Ф.И.О. позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.07.2008 N 4574/08, что в целом обеспечивает единообразие судебной практики.

Ссылка Таможни на постановление Правительства от 10.03.2009 N 220 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный нормативный правовой акт распространяется на правоотношения, возникшие после его официального опубликования и вступления в силу - 24.03.2009.

В силу пункта 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

В силу пунктов 2 и 4 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на
основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным решение таможенного органа об отказе Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, обязав Таможню возвратить Обществу указанные суммы сборов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.05.2009 по делу N А13-2749/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б.МУНТЯН

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

И.С.ЛЮБЧЕНКО