Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2009 по делу N А26-6787/2008 Исковые требования о взыскании убытков, возникших вследствие излишней выплаты пенсионного обеспечения, удовлетворены, так как работодатель предоставил недостоверные сведения, в результате чего пенсия была назначена работнику ранее возникновения права на ее получение.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2009 г. по делу N А26-6787/2008

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 10 марта 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Денисовой И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шихановой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия

к Государственному учреждению Республики Карелия “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“

о взыскании 26 860 руб. 06 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца, Ф.И.О. представителя по доверенности от 13.10.2008 (лист дела 38)

от ответчика, Ф.И.О. начальника отряда на основании приказа от
17.06.2008 N 76

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственному учреждению Республики Карелия “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ (далее - Учреждение) о взыскании 26 860 руб. 06 коп., убытков, возникших вследствие излишней выплаты Даниеву В.Г. пенсионного обеспечения.

Исковые требования обоснованы ст. ст. 307, 309, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 13, 25, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав на то, что с 01.01.2006, Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при муниципальных образованиях Республики Карелия были преобразованы в государственные учреждения Республики Карелия “Отряды противопожарной службы городов и районов“. С момента создания отрядов противопожарной службы Республики Карелия (01.01.2006), работники противопожарной службы Республики Карелия, ранее работавшие в системе МЧС России, потеряли право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как в соответствии с Законом 173-ФЗ от 17.12.2001 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют работники, работающие на должностях, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

С 22 января 2008 года по заявлению гр. Даниева В.Г. ему в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ была назначена пенсия. В справке, уточняющей характер работы или условия труда, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
N 32 от 14.12.2008, выданной ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ в льготный стаж необоснованно был включен период работы Даниева В.Г. с 27.01.2004 по 21.01.2008 в должности начальника караула Ледмозерской пожарной части N 34 ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“. В связи с предоставлением недостоверных сведений пенсия Даниеву В.Г. была назначена ранее возникновения права, в связи с чем, образовалась переплата за период с 22.01.2008 по 30.06.2008 в сумме 26 860 руб. 60 коп. Кроме того, представитель истца пояснил, что при предоставлении сведений, Управление Пенсионного фонда не осуществляет проверку достоверности данных, указанных в документах, проверяет лишь техническую сторону - полноту указанной информации, необходимой для назначения пенсии.

В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что вопросы пенсионного обеспечения, в том числе льготного, являются специфическими, требующими специальных познаний в данной области. Направление истцу недостоверных сведений не связано с умыслом на причинение вреда учреждению, а скорее, с запутанностью формулировок действующего законодательства. Сведения, предоставленные ответчиком, были проверены отделением и приняты к дальнейшей работе, поэтому причиной в переплате является ошибка в работе Пенсионного фонда, а не действия ответчика.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на исковое заявление и пояснил, что льготная пенсия Даниеву В.Г. была назначена правомерно, что подтверждается Федеральным законом “О пожарной безопасности“, постановлением Правительства Российской Федерации рот 18.06.2002 N 437, Приказом Главного управления МЧС по РК от 17.01.2006 N 14/7, Положением о противопожарной службе Республики Карелия.

Заслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела, суд усматривает основания для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

Судом установлено, с 22 января 2008
года по заявлению гр. Ф.И.О. 19.09.1954 года рождения ему в соответствии с п. п. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Закон N 173-ФЗ) была назначена пенсия.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 173-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Отделением ПФР по РК был сделан запрос в Государственный Комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (исх. 313-09/4485 от 28.05.2008), на который был получен ответ от 05.06.2008 N 619/1.23 о том, что 27.01.2004 подразделения противопожарной службы в городах и района РК присоединены к Государственному комитету Республики Карелия по делам гражданской обороны, то есть, в справке, уточняющей характер работы или условий труда, дающие право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости N 32 от 14 декабря 2008 года выданной ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ в льготный стаж необоснованно был включен период работы Даниева В.Г. с 27 января 2004 года по 21 января 2008 года в должности начальника караула Ледмозерской пожарной части N 34 ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“.

В результате предоставления недостоверных сведений, пенсионеру Даниеву В.Г. была назначена пенсия ранее возникновения права в связи чем образовалась переплата за период с 22.01.2008 по 30.06.20068 в сумме 26 860 руб. 06 коп.

В добровольном порядке Учреждение направленную в его адрес претензию от 18.09.2008 N 6075 (л.д. 24) не
исполнило, в связи с чем пенсионный орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Закона N 173-ФЗ установлено, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Список должностей работников Государственной противопожарной службы, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437.

Пунктом 2 указанного постановления установлено включение в стаж с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9, п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона “О пожарной безопасности“ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входит федеральная служба, структурно входящая в МЧС России, и службы субъектов РФ, соответственно, не входящая в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

30 апреля 1997 года постановлением Председателя Правительства Республики Карелия N 234 образован Государственный комитета РК по делам ГО и ЧС.

27.01.2004 подразделения противопожарной службы в городах и поселках Республики Карелия присоединены в Государственному
комитету РК по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании приказа Председателя Государственного комитета от 27.01.2004 N 22 и вошли в структуру Государственного комитета, т.е. пожарная служба вошла в состав субъекта РФ.

Из изложенного следует, что действующим законодательством в настоящее время включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой по старости, не предусмотрено.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет на должностях только Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, ответчиком были предоставлены недостоверные сведения, содержащиеся в справке ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ от 14.12.2008 N 32 (лист дела 11). Кроме недостоверных сведений содержащихся в справке, организация предоставила и недостоверные индивидуальные сведения на Даниева В.Г. за период с 27.01.2004 по 21.01.2008.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периода работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу статьи 25 Закона N 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за недостоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (пункт 1). В
случае невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В данном случае отсутствуют признаки совместного причинения вреда поскольку, как следует из материалов дела, ущерб причинен представлением недостоверных сведений, касающихся права на досрочную пенсию по старости, представленных ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“, а не пенсионером, то есть таких сведений, ответственность за достоверность которых несет работодатель, а не работник.

С учетом вышеизложенного, требование Управления суд признает правомерно предъявленными и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить полностью. Взыскать с Государственного учреждения Республики Карелия “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ в пользу Государственного учреждении - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия 26 860 руб. 06 коп., ущерб, причиненный излишней выплатой пенсии и расходы по государственной пошлине в сумме 1 074 руб. 40 коп.

2. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев
со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

И.Б.ДЕНИСОВА