Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2009 по делу N А05-1690/2009 Суд признал незаконными действия управления Федерального казначейства по субъекту РФ, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановления ПФ РФ о взыскании с муниципального учреждения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку размер недоимки учреждения не превышает пятидесяти тысяч рублей и на момент совершения указанных действий у учреждения отсутствовали иные, помимо открытого в органе казначейства, счета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2009 г. по делу N А05-1690/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 08.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.04.2009 (судья Калашникова В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.) по делу N А05-1690/2009,

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными
действий Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Казначейство), выразившихся в письменном отказе от 29.12.2008 N 794 совершить действия по исполнению постановлений Фонда от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008 N 27 и от 30.07.2008 N 155, а также о возложении на Казначейство обязанности устранить допущенные нарушения.

Решением суда первой инстанции от 13.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2009, заявление Фонда удовлетворено.

В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.

Податель жалобы указывает на то, что в пункте 1 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приведен перечень исполнительных документов, на основании которых производится взыскание средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким документам относятся исполнительный лист и судебный приказ. Данный перечень является исчерпывающим, поэтому на основании постановления территориального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть осуществлено.

При этом Казначейство указывает также на то, что Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) и Бюджетный кодекс Российской Федерации являются федеральными законами и имеют одинаковую юридическую силу, поэтому специальными нормами во всех спорах с участием бюджетных учреждений являются нормы бюджетного законодательства, которые не устанавливают внесудебный порядок взыскания с таких учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), пеней и штрафов. Казначейство считает, что в данном случае к спорным правоотношениям подлежит применению статья 239 БК РФ, устанавливающая
иммунитет бюджетов.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фонд направил страхователю - муниципальному образовательному учреждению “Оксовская общеобразовательная средняя школа“ (далее - Учреждение) следующие требования:

от 25.12.2007 N 807 об уплате 190 руб. недоимки по страховым взносам на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии и 2 руб. 90 коп. пеней;

от 28.04.2008 N 53 об уплате 777 руб. недоимки по страховым взносам на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии;

от 10.06.2008 N 244 об уплате 987 руб. недоимки по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии и 38 руб. 37 коп. пеней, а также 6 руб. 71 коп. пеней по страховым взносам на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии.

Поскольку Учреждение перечисленные требования не исполнило, Фонд, руководствуясь статьями 13, 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ, принял решения от 15.02.2008 N 74, от 18.06.2008 N 27 и от 29.07.2008 N 155 о взыскании с Учреждения указанных сумм.

На основании перечисленных решений Фонд вынес постановления от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008 N 27 и от 30.07.2008 N 155 о взыскании с Учреждения указанных сумм взносов и пеней.

Указанные постановления направлены в Отдел судебных приставов по Плесецкому району и по городу Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и на основании этих постановлений возбуждены исполнительные производства N 42/9678/852/4/2008, 42/14489/1289/4/2008 и 42/16391/1578/4/2008.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 25.10.2008 исполнительные производства окончены и постановления от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008
N 27 и от 30.07.2008 N 155 возвращены взыскателю - Фонду, поскольку установлено, что у должника - Учреждения отсутствуют денежные средства и принадлежащее ему имущество.

Фонд 15.12.2008 направил постановления от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008 N 27 и от 30.07.2008 N 155 в Казначейство для исполнения.

Письмом от 29.12.2008 N 794 Казначейство возвратило постановления от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008 N 27 и от 30.07.2008 N 155 без исполнения со ссылкой на то, что в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов. Поскольку постановления Фонда не являются судебными актами, то Казначейство не может принять к исполнению данные документы.

Фонд посчитал незаконными действия Казначейства, выразившиеся в отказе исполнить постановления от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008 N 27 и от 30.07.2008 N 155, в связи с чем оспорил эти действия в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Фонда, исходя из того, что размер задолженности Учреждения, взыскиваемой Фондом во внесудебном порядке по каждому из постановлений, не превышает 50 000 руб. и на момент совершения Казначейством оспариваемых действий у Учреждения не имелось расчетных счетов в учреждениях банков и иных кредитных организациях, а был лишь один лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства. При этом апелляционный суд указал также на то, что поскольку Законом N 167-ФЗ предусмотрен внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, который в силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключает возможность обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим иском и, соответственно, вынесение судебного
акта и выдачу на его основании исполнительного листа, то в рассматриваемом случае документом, на основании которого должно производиться принудительное взыскание недоимки, является решение (постановление) Фонда.

Кассационная инстанция считает выводы судов правомерными и не находит оснований для удовлетворения жалобы Казначейства.

В соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.

Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в
соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Из материалов дела следует и судами установлено, что размер задолженности Учреждения, взыскиваемой Фондом во внесудебном порядке по постановлениям от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008 N 27 и от 30.07.2008 N 155, не превышает 50 000 руб. по каждому постановлению.

При этом на момент совершения Казначейством оспариваемых действий у Учреждения отсутствовали иные, помимо открытого в органе Федерального казначейства, счета.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконными действия Казначейства, выразившиеся в отказе исполнить постановления Фонда от 19.02.2008 N 74, от 20.06.2008 N 27 и от 30.07.2008 N 155, и в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязали Казначейство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Фонда.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.04.2009 и постановление
Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 по делу N А05-1690/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

Н.Г.КУЗНЕЦОВА