Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2009 по делу N А56-38973/2008 Суд отказал в признании незаконным постановления таможни о привлечении ОАО к ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ за нарушение маршрута международного таможенного транзита, установленного таможенным органом, поскольку доказательства невозможности исполнения обществом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями таможенного законодательства в материалах дела отсутствуют и таможней соблюден порядок привлечения ОАО к ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2009 г. по делу N А56-38973/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Беляева А.Н. (доверенность от 22.12.2008 N 70-11/206), от Выборгской таможни Заркова М.Н. (доверенность от 31.12.2008 N 05-01/23481), рассмотрев 25.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2009 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-38973/2008,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“
(далее - ОАО “РЖД“, Общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 12.08.2008 по делу об административном правонарушении N 10206000-1368/2008.

Решением суда первой инстанции от 03.03.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2009, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, как несоответствующие нормам материального права. По мнению таможенного органа, товар был доставлен перевозчиком в место, отличное от места доставки товара, установленного таможенным органом исходя из сведений, указанных в таможенных документах; каких-либо заявлений или ходатайств от перевозчика об изменении установленного места доставки в адрес Выборгской таможни не поступало. Таможня также считает, что Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлениями о вручении телеграмм законным представителям ОАО “РЖД“.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель перевозчика просил судебные акты оставить без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Обществом, как перевозчиком, в составе грузового поезда N 3535 в железнодорожном вагоне N 91572032, перемещался товар - “баланс сосновый“. Согласно транзитной декларации N 40337/230708/014992, железнодорожной накладной N 06693616 и счету (инвойсу) N 135 отправителем товара являлся ГЛХУ “Пинский лесхоз“ (республика Беларусь), а получателем - “ЮПМ-Кюммене“, Иматра (Финляндия).

Для перемещения товара по территории Российской Федерации Пинской таможней товар помещен под режим международного таможенного транзита, местом доставки товара определен таможенный пост ЖДПП Лужайка Выборгской таможни, о чем таможенным органом в графе 53 транзитной декларации N
40337/230708/014992 сделана соответствующая отметка. 30.07.2008 товар в железнодорожном вагоне N 91572032 прибыл на станцию “Светогорск“ - таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни.

По факту нарушения Обществом маршрута международного таможенного транзита, установленного таможенным органом, Таможней проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 01.08.2008 N 10206000-1368/2008.

Постановлением от 12.08.2008 по делу об административном правонарушении N 10206000-1368/2008 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей.

Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.

Суд первой инстанции требования Общества удовлетворил, посчитав, что таможенный орган нарушил процедуру привлечения перевозчика к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, признав правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении Таможней процедуры привлечения Общества к административной ответственности, решение оставил без изменения и сделал вывод о том, что таможенный орган не доказал вину Общества в совершении вменяемого правонарушения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Таможни подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 16.10 КоАП РФ несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 169 ТК РФ при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного
таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 ТК РФ в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.

Внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита. При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита и определяет место доставки товаров (статья 80 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 статьи 81 ТК РФ.

При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя определенным маршрутам, если они установлены или заявлены (статья 88 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 85 ТК РФ местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

В пункте 20.1 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973 (далее Инструкция N 973), определено, что местом доставки товара при международном таможенном транзите товаров является зона таможенного контроля пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенного в регионе деятельности таможенного органа назначения (таможенный пункт, таможня, непосредственно подчиненная ГТК России). При этом перевозчик вправе заявить об изменении места доставки товаров (пункт 2 статьи 85 ТК РФ).

Согласно
пункту 1 статьи 171 ТК РФ, а также пункту 29 Инструкции N 973, при прибытии товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки перевозчик обязан предъявить указанные товары для проверки, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей международного таможенного транзита, таможенному органу назначения. Таможенный орган назначения для завершения международного таможенного транзита обязан проверить представленные перевозчиком документы, проверить наличие в них печатей и штампов таможенного органа отправления, соблюдение перевозчиком места и срока транзита товаров, а также идентифицировать транзитные товары и транспортные средства. В целях подтверждения доставки товаров в таможенный орган назначения в транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товаров, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати.

Как следует из материалов дела, в отношении товара, прибывшего из Белоруссии в вагоне N 91572032 и помещенного под процедуру международного таможенного транзита согласно транзитной декларации N 40337/230708/014992 для последующей отправки в Финляндию, в качестве места доставки таможенным органом отправления определен таможенный пост ЖДПП Лужайка Выборгской таможни, однако товар в указанное место перевозчиком не доставлен.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о приоритетности для Общества перевозочных документов, в которых отправителем указана иная станция назначения, неправомерны, поскольку обязанности лица, обладающего статусом международного перевозчика и наделенного соответствующими полномочиями, установлены статьей 88 ТК РФ.

Доказательства невозможности исполнения Обществом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями таможенного законодательства по независящим от него причинам в материалы дела не представлены, в связи с чем положения части 2 статьи 2.1 КоАП
РФ судом апелляционной инстанции применены не правильно.

Материалами дела не подтверждается вывод судов первой и апелляционной инстанций о нарушении Таможней порядка привлечения Общества к административной ответственности.

На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого постановления не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, что в силу части 1 статьи 288 АПК является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, для направления дела на новое рассмотрение, кассационная инстанция, проверяя законность принятых по делу судебных актов, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а в удовлетворении требований Обществу следует отказать.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А56-38973/2008 отменить.

В удовлетворении заявленного требования открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ отказать.

Председательствующий

Л.Б.МУНТЯН

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

И.С.ЛЮБЧЕНКО