Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2009 по делу N А26-88/2009 Суд признал незаконными действия управления Федерального казначейства по субъекту РФ, выразившиеся в возврате без исполнения постановления ПФ РФ о взыскании с администрации МО недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, указав, что у казначейства отсутствовали правовые основания для отказа в принятии постановления к исполнению, поскольку фондом соблюден порядок его предъявления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. по делу N А26-88/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Дмитриева В.В. и Корабухиной Л.И., рассмотрев 24.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Муезерскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.02.2009 (судья Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А26-88/2009,

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании
незаконными действий Отделения по Муезерскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - казначейство), выразившихся в возврате без исполнения постановления фонда от 22.09.2008 N 313 о взыскании с Администрации Ругозерского сельского поселения недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 22 777 руб. 58 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ругозерского сельского поселения (далее - администрация).

Решением суда первой инстанции от 09.02.2009 заявление фонда удовлетворено. Суд признал незаконными действия казначейства, выразившиеся в возврате без исполнения постановления фонда от 22.09.2008 N 313 о взыскании с администрации недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 22 777 руб. 58 коп.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе казначейство, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказать заявителю в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела судами не учтено, что статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен иммунитет бюджетов, то есть данный правовой режим предполагает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебного акта.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, фонд направил администрации требование от 01.09.2008 N 421 об
уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в сумме 22 777 руб. 58 коп.

В связи с неисполнением администрацией требования в установленный им срок фонд, руководствуясь статьями 13, 25 и 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ), принял решение от 19.09.2008 N 313 о взыскании с администрации недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, и пеней в сумме 22 777 руб. 58 коп.

В порядке исполнения указанного решения фонд вынес постановление от 22.09.2008 N 313 о взыскании с администрации 22 777 руб. 58 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также пеней, и направил его для исполнения в Отдел судебных приставов по Муезерскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Карелия. На основании постановления от 23.09.2008 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 86/11/4102/4/2008. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.12.2008 исполнительное производство N 86/11/4102/4/2008 окончено и исполнительный документ возвращен взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Фонд, руководствуясь положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письмом от 05.12.2008 N 7919 направил в казначейство для исполнения постановление от 22.09.2008 N 313 о взыскании с администрации 22 777 руб. 58 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой и
накопительной частей трудовой пенсии, и пеней.

Письмом от 12.12.2008 N 726 казначейство возвратило фонду без исполнения поступивший исполнительный документ на основании того, что предъявленный исполнительный документ не соответствует перечню исполнительных документов, установленных пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ. Казначейство также указало, что в нарушение требований абзаца первого статьи 242.1 БК РФ к исполнительному документу не приложена заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, не указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства.

Фонд, считая действия казначейства по возврату постановления от 22.09.2008 N 313 незаконными, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление фонда, указал, что у казначейства отсутствовали правовые основания для отказа в принятии постановления от 22.09.2008 N 313 к исполнению, поскольку заявителем соблюден порядок его предъявления.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ. Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы статьи 239 БК РФ.

Суд первой
инстанции правомерно указал в решении, что согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что размер задолженности администрации, взыскиваемой фондом во внесудебном порядке по постановлению от 22.09.2008 N 313, не превышает 50 000 руб. В ходе рассмотрения дела суды установили, что на момент совершения казначейством оспариваемого действия у администрации отсутствовали иные счета, помимо открытых в органах Федерального казначейства. Кроме того, оказались безрезультатными принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества и иных доходов, за счет которых возможно исполнение постановления от 22.09.2008 N 313.

Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о незаконности отказа казначейства от исполнения постановления, вынесенного на основании решения фонда, правомерно признали оспариваемые действия казначейства незаконными и в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязали казначейство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов фонда.

Обжалуемые судебные акты являются законными, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания
для их отмены или изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу N А26-88/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Муезерскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.КОРПУСОВА

Судьи

В.В.ДМИТРИЕВ

Л.И.КОРАБУХИНА