Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2009 по делу N А56-38978/2008 Отменяя постановление таможни о привлечении перевозчика к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.10 КоАП РФ, суд ошибочно исходил из приоритетности для перевозчика перевозочных документов, в которых отправителем груза указана иная станция назначения, поскольку в обязанности лица, обладающего статусом международного перевозчика, входит доставка находящегося под таможенным контролем товара в место, установленное таможенным органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2009 г. по делу N А56-38978/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Беляева А.Н. (доверенность от 22.12.2008 N 10-11/2006), от Выборгской таможни Ларичевой О.Ю. (доверенность от 31.12.2008 N 05-01/23480), рассмотрев 12.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2009 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 (судьи
Фокина Е.А., Борисова Г.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-38978/2008,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня) от 12.08.2008 по делу об административном правонарушении N 10206000-1345/2008 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009, оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 85, 92, 405 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению подателя жалобы, действия Общества образуют состав вменяемого ему правонарушения, поскольку перевозчик в рамках процедуры международного таможенного транзита доставил находящийся под таможенным контролем товар в место, отличное от места доставки товара, установленного таможенным органом отправления. При этом каких-либо заявлений или ходатайств от перевозчика об изменении места доставки в адрес таможенного органа не поступало.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Из материалов дела следует, что Обществом, как перевозчиком, в составе грузового поезда N 3531 в железнодорожном вагоне N 65754848 перемещался товар - “балансы
сосновые“. Согласно транзитной декларации N 40337/180708/000758, железнодорожной накладной N 08899515 и счету (инвойсу) N 88 отправителем товара являлось ГЛХУ “Рогачевский лесхоз“ (Республика Беларусь), а получателем - “ЮПМ - Кюммене“ (Финляндия).

Для перемещения товара по территории Российской Федерации Гомельской таможней товар помещен под режим международного таможенного транзита, местом доставки товара определен таможенный пост Выборгский Железнодорожный Выборгской таможни, о чем таможенным органом в графе 53 транзитной декларации N 40337/180708/000758 сделана соответствующая отметка. 30.07.2008 товар в железнодорожном вагоне N 65754848 прибыл на станцию “Светогорск“ - таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни.

По факту нарушения Обществом маршрута международного таможенного транзита, установленного таможенным органом, Таможней проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.2008 N 10206000-1345/2008.

Постановлением от 12.08.2008 по делу об административном правонарушении N 10206000-1345/2008 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 6 000 руб. штрафа.

Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.

Суд первой инстанции требования Общества удовлетворил, сделав вывод об отсутствии в действиях перевозчика вины в совершении правонарушения и установив факт ненадлежащего извещения Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции, признав ошибочным вывод суда первой инстанции о нарушении Таможней процедуры привлечения Общества к административной ответственности, решение оставил без изменения и сделал вывод о том, что таможенный орган не доказал вину Общества в совершении правонарушения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Таможни подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 16.10 КоАП РФ несоблюдение перевозчиком
установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 169 ТК РФ при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 ТК РФ в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.

Внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита. При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита и определяет место доставки товаров (статья 80 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 статьи 81 ТК РФ.

При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены (статья 88 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 85 ТК РФ местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

В пункте 20.1
Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973 (далее - Инструкция N 973), определено, что местом доставки товара при международном таможенном транзите товаров является зона таможенного контроля пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенного в регионе деятельности таможенного органа назначения (таможенный пункт, таможня, непосредственно подчиненная ГТК России). При этом перевозчик вправе заявить об изменении места доставки товаров (пункт 2 статьи 85 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 171 ТК РФ, а также пункту 29 Инструкции N 973, при прибытии товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки перевозчик обязан предъявить указанные товары для проверки, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей международного таможенного транзита, таможенному органу назначения. Таможенный орган назначения для завершения международного таможенного транзита обязан проверить представленные перевозчиком документы, проверить наличие в них печатей и штампов таможенного органа отправления, соблюдение перевозчиком места и срока транзита товаров, а также идентифицировать транзитные товары и транспортные средства. В целях подтверждения доставки товаров в таможенный орган назначения в транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товаров, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати.

Как следует из материалов дела, в отношении товара, прибывшего из Белоруссии в вагоне N 65754848 и помещенного под процедуру международного таможенного транзита согласно транзитной декларации N 40337/180708/000758 для последующей отправки в Финляндию, в качестве места доставки таможенным органом отправления определен таможенный пост Выборгский Железнодорожный
Выборгской таможни, однако товар в указанное место перевозчиком не доставлен.

При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о приоритетности для Общества перевозочных документов, в которых отправителем указана иная станция назначения, неправомерны, поскольку обязанности лица, обладающего статусом международного перевозчика и наделенного соответствующими полномочиями, установлены статьей 88 ТК РФ.

Доказательства невозможности исполнения Обществом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями таможенного законодательства по независящим от него причинам в материалы дела не представлены, в связи с чем положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно.

На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого постановления не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, что в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ для направления дела на новое рассмотрение, кассационная инстанция, проверяя законность принятых по делу судебных актов, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а в удовлетворении требований Обществу следует отказать.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А56-38978/2008 отменить.

Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни от 12.08.2008 по делу об административном правонарушении N 10206000-1345/2008
отказать.

Председательствующий

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи

Л.Б.МУНТЯН

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ