Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.2009 по делу N А26-7083/2008 В удовлетворении требования о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании размещения физкультурно-оздоровительного комплекса отказано, поскольку земельным законодательством не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченного органа принять по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта только положительное решение, кроме того при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок может быть выставлено на торги.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2009 г. по делу N А26-7083/2008

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Романовой О.Я.,

при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Ильиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрация Петрозаводского городского округа к Министерству природных ресурсов Республики Карелия о признании незаконным решения от 14.07.2008 N ЛШ-21/7264.

при участии:

от заявителя - Дедова И.Л., заместителя начальника управления - начальника отдела юридического сопровождения деятельности администрации нормативно-правового управления аппарата Администрации Петрозаводского городского округа, по доверенности от 30.12.2008 года N 1.3-17/126;

от ответчика -
Маркова В.В., заместителя министра, по доверенности от 05.02.2009 года;

от третьего лица - Суржко Г.А., представителя, по доверенности от 10.11.2008 года N 01-34/1695;

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 10.02.2009 до 10 часов 30 минут 16.02.2009 года

установил:

Администрация Петрозаводского городского округа (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов Республики Карелия (далее по тексту - Министерство, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании размещения физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном на земельном участке, расположенном в городе Петрозаводске по Карельскому проспекту, оформленного письмом Министерства от 14.07.2008 года N ЛШ-21/7264.

В обоснование заявленного требования Администрация указывает на нарушение ответчиком требований пункта 1 статьи 20, пункта 5 статьи 30 и статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс).

Отказ в предварительном согласовании размещения объекта строительства заявитель считает незаконным, поскольку Министерством в его обоснование не представлено доказательств инициирования предоставления земельного участка без предварительного согласования, а также доказательств того, что данный земельный участок прошел государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 70 Кодекса, индивидуализирован и сформирован как объект земельных отношений.

Также заявитель указывает на то, что Кодексом не предусмотрены положения, предусматривающие проведение торгов при поступлении заявлений от иных лиц, в случае, если в отношении испрашиваемого земельного участка уже инициирована процедура предоставления с предварительным согласованием.

Министерство природных ресурсов в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований Администрации отказать по тем основаниям, что заявителем не был соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для
строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленный статьей 31 Земельного кодекса РФ, поскольку в Министерство до осуществления выбора земельного участка заявитель не обращался.

Решение об отказе в предварительном согласовании принято в соответствии с Кодексом и не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.

Также Министерство считает обоснованным при наличии нескольких заявлений о приобретении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта предоставление такого участка исключительно на торгах.

В предварительном судебном заседании судом рассмотрены вопросы о восстановлении Администрации Петрозаводского городского округа срока на обжалование принятого Министерством решения и о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне заявителя Петрозаводского городского Совета.

По результатам рассмотрения данных вопросов вынесены определения о восстановлении срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и о привлечении Петрозаводского городского Совета в качестве третьего лица на стороне заявителя.

Согласно части 5 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд с учетом мнения сторон считает дело подготовленным к судебному разбирательству.

Частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела. Учитывая изложенное, суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел в судебное заседание.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали доводы, изложенные соответственно в заявлении и отзыве на него.

Представитель Петрозаводского городского Совета в судебном
заседании поддержал доводы Администрации, считает, что отказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия предварительно согласовать место размещения социально значимого объекта, на строительство которого выделены денежные средства из бюджета муниципального образования, является незаконным.

Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов органам местного самоуправления в силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Также представитель третьего лица пояснил, что право выбора способа получения земельного участка принадлежит органу местного самоуправления, а при отсутствии гарантий на получение испрашиваемого земельного участка на торгах, у Министерства природных ресурсов Республики Карелия отсутствовали законные основания для отказа в его предоставлении.

Заслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, решением Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 года N XXVI/XIV-170 “О бюджете Петрозаводского городского округа на 2008 год“ была утверждена Адресная инвестиционная программа Петрозаводского городского округа на 2008 год (л.д. 86-88),которой предусматривалось выделение бюджетных средств на разработку проектно-сметной документации на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном на Комсомольском проспекте в г. Петрозаводске. Выделение бюджетных средств на указанные цели предусмотрено и Адресной инвестиционной программой Петрозаводского городского округа на 2009 год (л.д. 81).

На основании принятого 26.12.2007 года решения сессии и решения постоянной комиссии Петросовета по молодежной политике и спорту от 31.05.2008 года был подготовлен и согласован 26.06.2008 года акт выбора земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном по Комсомольскому проспекту (л.д. 11-13).

26.06.2008 года акт выбора земельного участка был направлен Администрацией в Министерство природных ресурсов Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении испрашиваемого земельного участка в постоянное бессрочное
пользование Администрации Петрозаводского городского округа (л.д. 14).

Министерство природных ресурсов Республики Карелия отказало в удовлетворении заявления в связи с принятием решения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ, без предварительного согласования места размещения объекта с проведением торгов (л.д. 10).

Считая данный отказ не соответствующим пункту 1 статьи 20, пунктам 3 и 5 статьи 30 ЗК РФ, Администрация Петрозаводского городского округа обжаловала его в арбитражный суд.

Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 28.02.2007 года N 1060-ЗРК “О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена“ на Министерство возложены функции по управлению и распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе.

Таким образом, на Министерство возложено исполнение государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с
предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

проведение работ по формированию земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.

Порядок выбора земельного участка для строительства определен статьей 31 ЗК РФ и предусматривает последовательные действия заинтересованных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, первым этапом которых является обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган, то есть в данном случае в Министерство природных ресурсов Республики Карелия.

В Министерство, как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем, с таким заявлением Администрация не обращалась, то есть ею нарушен пункт 1 статьи 31 ЗК РФ.

Министерство природных ресурсов Республики Карелия, рассмотрев заявление Администрации Петрозаводского городского округа, действовало в соответствии с требованиями статей 30 и 31 Земельного кодекса РФ, поскольку земельным законодательством не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченного органа принять по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта только положительное решение. Из содержания статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что выбор варианта процедуры предоставления земельного участка для строительства (с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта) относится к полномочиям исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ. В спорных правоотношениях таким органом является Министерство природных ресурсов Республики Карелия.

Кроме того, как следует
из материалов дела, в отношении предоставления земельного участка, указанного в заявлении Администрации, в Министерстве природных ресурсов имеется несколько заявок (л.д. 31-39).

Вместе с тем порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок нормами Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован.

В связи с этим, суд считает правомерной позицию Министерства природных ресурсов Республики Карелия о том, что при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок может быть выставлено на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит нормам статей 30, 31, а также пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку обеспечивает равные возможности всех заинтересованных лиц на приобретение земельных участков, а также получение бюджетами всех уровней максимальной цены за объект торгов.

Кроме того, суд считает, что оспоренное Администрацией письмо, содержащее информацию о предоставлении земельного участка для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном без предварительного согласования места размещения объекта, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Как следует из заявления Администрации в Министерство природных ресурсов от 26.06.2008 (л.д. 26), в качестве основания для такого обращения указано решение Петрозаводского городского Совета N XXVI/XIV-170 от 26.12.2007 года “О бюджете Петрозаводского городского округа на 2008 год“ и утверждение адресной инвестиционной программы. На строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном по пр. Комсомольский целевым назначением выделены на 2008 и 2009 годы средства из муниципального бюджета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ имеется в
виду “Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Формой реализации инвестиционной программы муниципального образования, в частности строительства объекта недвижимости за счет средств муниципального бюджета, является муниципальный заказ, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое за счет средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах суд считает доводы Администрации и Петрозаводского городского Совета о безусловной обязанности Министерства природных ресурсов Республики Карелия предварительно согласовать Администрации Петрозаводского городского округа место размещения физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном по Комсомольскому проспекту в соответствии с актом выбора земельного участка от 26.06.2008 года, не основанными на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, а заявление не подлежащим удовлетворению.

Государственная пошлина, уплаченная Администрацией Петрозаводского городского округа в размере 2000 рублей, подлежит возврату из федерального бюджета в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов Республики Карелия, оформленного письмом от 14.07.2008 года N
ЛШ-21/7264, Администрации Петрозаводского городского округа отказать полностью.

2. Возвратить Администрации Петрозаводского городского округа (Аппарату Администрации) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 2201 от 17.11.2008 года.

3. Решение может быть обжаловано: в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

О.Я.РОМАНОВА