Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2009 по делу N А26-4374/2008 Требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, удовлетворено, поскольку обязанность Министерства финансов РФ за счет казны РФ компенсировать убытки, возникшие в связи с перерасчетом платы за жилищно-коммунальные услуги из-за предоставления льготы, и обязанность РК за счет казны РК компенсировать убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением, возникает в силу закона.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2009 г. по делу N А26-4374/2008

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Васильевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия “Жилищно-коммунальная служба п. Вяртсиля“

к муниципальному учреждению “Сортавальская межпоселенческая Централизованная библиотечная система“

о взыскании 51192 руб. 93 коп.

при участии в заседании:

от истца: Ф.И.О. юрист по доверенности N 002 от 01.10.2008; Ф.И.О. главный бухгалтер по доверенности N 004 от 27.10.2008;

от ответчика, муниципального учреждения “Сортавальская межпоселенческая Централизованная библиотечная система“: не явился;

от
ответчика, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Ф.И.О. заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 20.01.2009; Ф.И.О. ведущий специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 20.01.2009;

от ответчика, Республики Карелии в лице Министерства финансов Республики Карелия: Ф.И.О. консультант правового отдела по доверенности N 6.2-13 от 16.07.2008;

от ответчика, муниципального образования г. Сортавала в лице Администрации Сортавальского муниципального района: Ф.И.О. начальник отдела правового обеспечения по доверенности от 22.09.2008;

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-коммунальная служба п. Вяртсиля“ (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с муниципального учреждения “Сортавальская межпоселенческая Централизованная библиотечная система“ (далее - ответчик, Учреждение) расходов в сумме 51 192 руб. 93 коп., связанных с предоставлением в 2005 году гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия“ (далее - Закон N 827-ЗРК). В обоснование исковых требований предприятие ссылается на неисполнение ответчиком условий договора от 01.01.2005 о возмещении затрат, связанных с предоставлением льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг работникам учреждений культуры.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 26 ноября 2008 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия и муниципальное образование г. Сортавала в лице Администрации Сортавальского муниципального района.

Ответчики в отзывах на исковое заявление с требованиями истца не согласились.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму заявленных требований
и просил взыскать с Республики Карелия и муниципального образования г. Сортавала расходы в сумме 41280,08 руб. Уточненное требование принято судом к рассмотрению.

В судебном заседании представители истца поддержали уточненные требования. Пояснили, что надлежащим ответчиками по настоящему делу считают Республику Карелия и муниципальное образование г. Сортавала.

Представитель Администрации Сортавальского муниципального района в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве, в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию г. Сортавала просил отказать.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании возражал против иска по доводам, изложенным в отзыве. Считают, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, Министерство не является стороной по договору, не состоит и истцом ни в каких правоотношениях по поводу возмещения расходов в связи с предоставлением льгот. Федеральное законодательство не содержит положений, предусматривающих льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для библиотечных работников муниципальных учреждений.

Представитель Министерства финансов Республики Карелия с исковыми требованиями также не согласился. Пояснил, что Закон N 827-ЗРК не содержит положений, предоставляющих льготы специалистам культуры муниципальных учреждений. Средства из федерального бюджета на реализацию льгот данным категориям граждан субъекту Российской Федерации не передавались. Кроме того, считают, что предприятием не доказан объем заявленных требований.

Представители Российской Федерации, Республики Карелия и муниципального образования г. Сортавала также заявили о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям за январь-ноябрь 2005 года.

Муниципальное учреждение “Сортавальская межпоселенческая Централизованная библиотечная система“, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанного
ответчика.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что 01 января 2005 года предприятие заключило муниципальным учреждением “Централизованная библиотечная система“ договор о возмещении затрат, связанных с предоставлением гражданам льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с Законом Республики Карелия “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия“. Срок действия договора определен с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года.

Согласно указанному договору все расчеты производятся ежемесячно до 10 числа текущего месяца. Оплата производится за счет средств Учреждения, выделенных ему на эти цели из бюджета муниципального образования г. Сортавала.

Во исполнение указанного договора в течение 2005 года истец предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам учреждений культуры, работающим в муниципальных учреждениях и проживающим за пределами г. Сортавала, а также получающим пенсию и проработавшим не менее десяти лет в муниципальных учреждениях г. Сортавала и проживающим за пределами города в соответствии с Законом N 827-ЗРК, в результате чего у него образовались убытки в сумме 41280,08 руб., из них: 14570,88 руб. (5864,23 руб. + 8706,65 руб.)- перерасчет суммы льгот за 2005 год Десницкой А.В. и Боровиковой А.В. на основании решения Сортавальского городского суда от 22.06.2006 по делу N 2/1059-06; 26 709,20 руб. - сумма льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива

Социальная защита, включая социальное обеспечение, в соответствии с пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральный законодатель в процессе реформирования системы социальной защиты граждан разграничил полномочия по предметам совместного ведения и предусмотрел конкретные формы участия в ней субъектов Российской Федерации. Законодатель Республики Карелия в рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией вправе определять меру предоставляемой социальной поддержки, ее объем и круг получателей льгот.

Так, Законом Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия“ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривалось предоставление специалистам государственных учреждений Республики Карелия, в том числе и специалистам учреждений культуры, работающим и проживающим за пределами городов, а также получающим пенсию и проработавшим не менее десяти лет в государственных учреждениях Республики Карелия в сельской местности и проживающим за пределами городов, меры социальной поддержки в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 5 Закона N 827-ЗРК предусмотрено, что финансовое обеспечение социальной поддержки, установленной статьей 3 названного Закона, является расходным обязательством Республики Карелия.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ установлено, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно статье 5 Закона N 827-ЗРК (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае установления органами местного самоуправления мер социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений (в том числе специалистов учреждений культуры), работающих и проживающих за пределами городов, а также получающих пенсию и проработавших не менее десяти лет в муниципальных учреждениях Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа и проживающих за пределами городов, из бюджета Республики Карелия местным бюджетам передается финансовая помощь. Объем финансовой помощи определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанную социальную поддержку, и размера ежемесячной выплаты не более 300 рублей на получателя.

Республика Карелия передает органам местного самоуправления полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных частью третьей статьи 3 настоящего Закона, и полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (за исключением оплаты приобретаемого топлива и транспортных услуг для его доставки), установленных частями первой и второй статьи 3 настоящего Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в бюджете Республики Карелия в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных местному бюджету, определяется исходя из числа лиц,
имеющих право на указанные меры социальной поддержки, социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Закона Республики Карелия решением Совета муниципального образования город Сортавала от 18 февраля 2005 года утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования город Сортавала, изложенный в новой редакции решением от 28.06.2005.

Как установлено судом, в 2005 году средства субвенций из бюджета Республики Карелия не направлялись муниципальному образованию город Сортавала. Согласно акту сверки расчетов по межбюджетным отношениям бюджета Республики Карелия с бюджетом города Сортавала в 2005 году бюджету г. Сортавала были предоставлены субсидии на сумму 2 235 тыс. руб., полностью израсходованные муниципальным образованием.

То обстоятельство, что предприятие в 2005 году оказывало работающим специалистам учреждений культуры, а также вышедшим на пенсию, меры социальной поддержки в заявленном размере, подтверждается представленными суду доказательствами, в том числе актами сверок взаимных расчетов, реестрами лиц, имеющих право на льготы.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ N 23 от 22.06.2006 постановил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по такого рода искам должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Таким образом, понесенные истцом убытки являются расходным обязательством Республики Карелия и подлежат возмещению за счет казны Республики Карелия в лице Министерства Финансов Российской Федерации.

Вместе с тем судом установлено, что убытки в сумме 14 570,88 руб. возникли у предприятия в связи с перерасчетом платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2005 по 01.01.2006 Боровиковой А.В. и Десницкой А.В в соответствии с решением Сортавальского городского суда от 22.06.2006 по делу N 2/1059-06.

На основании указанного решения Боровиковой А.В. и Десницкой А.В. истцом был произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2005 по 01.01.2006 исходя из предоставления льготы в виде освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением, которой указанные граждане пользовались ранее на основании постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.11.1977 N 981 “О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения“.

Предоставление указанных льгот было отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации, следовательно, надлежащим ответчиком по иску в указанной части следует признать Российскую Федерацию.

Довод Минфина России о том, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности, подлежит отклонению, так как обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в
силу закона.

Суд также отклонят довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям за январь-ноябрь 2005 года. О нарушении своих прав в соответствии с положениями статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации истец должен был узнать по окончании финансового года, то есть не ранее 01.01.2006, следовательно, поскольку истец обратился в арбитражный суд в 2008 году, то трехгодичный срок исковой давности им пропущен не был.

Муниципальное образование г. Сортавала, муниципальное учреждение “Сортавальская межпоселенческая Централизованная библиотечная система“ не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, поскольку законом на них не возложена обязанность по компенсации льгот.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия “Жилищно-коммунальная служба п. Вяртсиля“ 14 570,88 руб., убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки. Взыскать с Республики Карелия за счет казны Республики Карелия в пользу муниципального унитарного предприятия “Жилищно-коммунальная служба п. Вяртсиля“ 26 709,20 руб., убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.

2. В иске к муниципальному учреждению “Сортавальская межпоселенческая Централизованная библиотечная система“, муниципальному образованию г. Сортавала отказать.

3. Возвратить муниципальному унитарному предприятию “Жилищно-коммунальная служба п. Вяртсиля“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1623,86 руб., перечисленную платежным поручением N 279 от 18.09.2008 и государственную пошлину в сумме 411,93 руб., перечисленную платежным поручением N 354.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный
суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Л.А.ВАСИЛЬЕВА