Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2009 по делу N А21-5005/2008 Суд признал незаконным расторжение в одностороннем порядке правительством субъекта РФ заключенного с ОАО инвестиционного соглашения о реконструкции аэропорта, в рамках которого обществу предоставлены льготы по уплате налога на имущество, поскольку правительство не представило доказательства наличия оснований для досрочного расторжения названного соглашения и нарушения ОАО условий предоставления налоговых льгот при его исполнении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2009 г. по делу N А21-5005/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Грачевой И.Л., Коняевой Е.В., при участии от открытого акционерного общества “КД-Авиа“ Медешкина О.П. (доверенность от 12.01.2009), Малкиной Н.В. (доверенность от 10.12.2008), рассмотрев 09.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А21-5005/2008 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),

установил:

открытое акционерное общество “КД-Авиа“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с
иском к правительству Калининградской области (далее - Правительство) о признании недействительным расторжения в одностороннем порядке инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05, оформленного уведомлением Правительства от 04.07.2008 N 3205/08 (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 05.12.2008 (судья Мельник И.А.) в удовлетворении требования Общества отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2009 решение отменено, апелляционный суд признал незаконным расторжение Правительством в одностороннем порядке инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05.

В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 13.04.2009 и оставить в силе решение от 05.12.2008.

По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправильно применил пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ограничил право Правительства на односторонний отказ от соглашения и фактически установил обязанность Правительства по запросу у Общества документов о ходе реализации проекта.

В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы, подтвердив доводы, приведенные в отзыве, и просили оставить в силе обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным.

Правительство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество и администрация Калининградской области 02.09.2005 заключили инвестиционное соглашение N 287-05 (далее - соглашение), согласно которому Общество, реализующее инвестиционный проект “Техническое перевооружение ОАО “Калининградавиа“ и реконструкция аэропорта Храброво“, освобождается от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в
областной бюджет. Льготы предоставлены с 01.10.2005 на 60 месяцев. Соглашение действует в течение 5 лет.

Основанием для предоставления льгот по уплате налогов являлся Закон Калининградской области от 15.07.2002 N 171 “О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области“ (далее - Закон N 171).

Согласно пункту 2.5 соглашения Общество в соответствии с Законом N 171 обязалось представлять в Главное управление экономического развития и торговли администрации области необходимую для контроля отчетную (бухгалтерскую) документацию о ходе исполнения проекта в сроки, установленные налоговым законодательством для представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту регистрации.

Согласно пункту 3.2 соглашения при неисполнении Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7 Общество лишается права на предоставленные ему по настоящему соглашению льготы. Администрация области в одностороннем порядке расторгает соглашение и предъявляет требование об уплате сумм, недополученных в бюджет, в соответствии со статьей 22 Закона N 171.

В силу пункта 5.4 соглашения администрация области в одностороннем порядке расторгает соглашение в случае нарушения Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7, о чем Общество извещается в письменной форме.

Администрация Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области от 29.09.2005 N 650 “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Калининградской области“ была переименована в Правительство, а Главное управление экономического развития и торговли администрации области было реорганизовано.

Правительство направило Обществу уведомление от 04.07.2008 N 3205/08, в котором на основании пунктов 3.2 и 5.4 в одностороннем порядке расторгло соглашение. Поводом для расторжения соглашения послужило нарушение Обществом пункта 2.5 соглашения.

Не согласившись с указанным уведомлением, Общество обратилось с настоящим иском в суд.

Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел
к выводу об отсутствии оснований для расторжения соглашения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных законом, а также договором. В соответствии с пунктом 3 статьи 450 упомянутого Кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.

Стороны в пунктах 3.2, 5.4 соглашения предусмотрели право Правительства отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств в случае неисполнения Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7 соглашения, при котором Общество лишается права на предоставленные льготы.

Таким образом, отказ Правительства от исполнения соглашения до истечения определенного в нем срока может считаться правомерным при условии доказанности наличия основания, предусмотренного указанными пунктами.

Однако апелляционный суд, исследовав представленные сторонами доказательства и надлежащим образом оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил обстоятельств, на которые сослалось Правительство в обоснование досрочного расторжения соглашения.

Как установлено апелляционным судом, Общество представляло в 2006 и 2007 годах бухгалтерскую документацию за 2005 и 2006 годы в администрацию муниципального образования “Гурьевский городской округ“, наделенную полномочиями по проверке правомерности использования налоговых льгот, в том числе предоставленных в связи с заключенными инвестиционными соглашениями, в соответствии с постановлением администрации Калининградской области от 19.08.2005 N 540 “Об утверждении формы, порядка и сроков представления отчетности, необходимой для анализа эффективности предоставляемых налоговых льгот“. В апреле 2008 года отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерская документация за 2007 год
были направлены Обществом также в Правительство.

Апелляционный суд не установил нарушения Обществом условий предоставления налоговых льгот при исполнении соглашения.

На основании изложенных обстоятельств апелляционный суд пришел к выводу о том, что формальное нарушение при неустановлении каких-либо грубых нарушений при реализации инвестиционного проекта и использовании налоговых льгот не может являться основанием для расторжения соглашения.

Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда соответствующими представленным в дело доказательствам и нормам права.

Оценка судом обстоятельств дела не может рассматриваться как ограничивающая право Правительства на односторонний отказ от соглашения и устанавливающая какие-либо обязательства Правительству как стороны по соглашению, в связи с чем доводы Правительства в этой части не могут быть признаны обоснованными.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд правильно применил нормы материального права, каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного постановления, судом не допущено, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А21-5005/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В.ЗАХАРОВА

Судьи

И.Л.ГРАЧЕВА

Е.В.КОНЯЕВА