Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 по делу N А56-36631/2008 Поскольку материалами дела подтверждается факт неисполнения ООО, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, обязанности по подтверждению отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности, ведению учета отходов и оформлению паспорта опасных отходов, суд признал правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2009 г. по делу N А56-36631/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. О.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Гамма-Сервис“ Еникеевой А.А. (директор, решение от 03.07.2006), от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Григорьева А.И. (доверенность от 11.01.2009), рассмотрев 30.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Гамма-Сервис“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2008 (судья Корушова И.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 (судьи Шульга Л.А., Лопато И.Б., Фокина Е.А.) по делу
N А56-36631/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Гамма-Сервис“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 04.09.2008 N 001-2008/П-380-531 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 08.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2009, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, представитель Комитета просил в ее удовлетворении отказать.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что Комитетом 22.08.2008 проведены внеплановые мероприятия по контролю исполнения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте проверки от 22.08.2008 N 001-2008/Апр-380, что Обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, на образующиеся отходы не составлен паспорт опасных отходов; не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; допускается сжигание отходов на территории предприятия.

По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол от 22.08.2008 N 001-2008/Па-380 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Постановлением Комитета от 04.09.2008 N 001-2008/П-380-531 Общество признано виновным
в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Комитета в судебном порядке.

Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив, что Обществом не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, на образующиеся отходы не составлен паспорт опасных отходов, не ведется учет отходов.

Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции, кроме того, установил, что Обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Федеральный закон), понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращением с отходами признается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статьям 11, 18, 19 Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В силу статьи 14 Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, в соответствии с которыми норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 N 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) “Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и
размещении отходов производства и потребления“, согласно которому форму N 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818, приказом от 02.12.2002 N 785 утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению, согласно которой паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Паспорт опасного отхода составляется на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV классов опасности для окружающей природной среды.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.

В данном случае судом апелляционной инстанции на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Общество, осуществляя деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (твердые бытовые отходы, люминесцентные лампы), не соблюдает указанные обязанности, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, обоснованно отказав в удовлетворении заявления о признании постановления Комитета незаконным.

Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А56-36631/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Гамма-Сервис“ - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи

Е.О.МАТЛИНА

Л.А.САМСОНОВА