Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2009 по делу N А56-7188/2008 Суд признал незаконным отказ ИФНС во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об ООО, поскольку материалами дела подтверждается факт представления обществом всех необходимых для государственной регистрации документов, оформленных надлежащим образом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2009 г. по делу N А56-7188/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Семенова А.А. (доверенность от 02.01.2009), от общества с ограниченной ответственностью “Банш Трейдинг“ Мищенко Ю.В. (доверенность от 11.03.2009), рассмотрев 23.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2008 (судья Фуркало О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 (судьи Жиляева Е.В., Зайцева Е.К., Копылова
Л.С.) по делу N А56-7188/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Банш Трейдинг“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, регистрирующий орган) по отказу в государственной регистрации и просило обязать Инспекцию произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, касающихся единственного учредителя, генерального директора, а также юридического адреса Общества.

В судебном заседании 06.11.2008 Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило свои требования и просило признать незаконными действия Инспекции по отказу в государственной регистрации и обязать Инспекцию зарегистрировать изменения относительно юридического адреса Общества (том дела 1, лист 112). Суд принял к рассмотрению заявление Общества с учетом его уточнения.

Решением от 18.12.2008 суд признал незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), о смене юридического адреса Общества. Суд обязал Инспекцию произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающихся смены юридического адреса Общества, о чем внести запись в ЕГРЮЛ.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2009 решение от 18.12.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы ссылается на то, что Инспекция отказала в государственной регистрации изменений адреса местонахождения Общества, поскольку на государственную регистрацию были представлены документы с нарушением статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон
N 129-ФЗ), а именно решение, подписанное участником Общества. Таким образом, по мнению Инспекции, отказ в государственной регистрации изменений в сведения относительно юридического адреса Общества является законным. Инспекция полагает, что в решении об утверждении изменений в учредительные документы Общества отсутствует подпись участника юридического лица Ф.И.О.

Общество в отзыве просит отказать регистрирующему органу в удовлетворении жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество в лице генерального директора 21.12.2007 обратилось в Инспекцию с заявлением по форме Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы (листы 118 - 124, том дела 1), а также с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (том дела 1, листы 126 - 129).

Общество также представило в Инспекцию решение единственного участника от 20.12.2007 N 2/07 о смене местонахождения Общества, а также о смене единственного учредителя и генерального директора Общества (лист 130, том дела 1).

Инспекция приняла решения от 27.12.2007 N 183853А и N 183863А об отказе в государственной регистрации. В качестве основания отказа Инспекция указала на то, что, по сведениям, поступившим из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области (далее - Инспекция N 2), Общество прекратило деятельность в результате реорганизации путем присоединения (том дела 1, листы 21, 22).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2008 по делу N А09-3517/07-10 решение Инспекции N 2 от 16.01.2007 N 10-А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения Общества признано недействительным, суд обязал аннулировать
свидетельство от 16.01.2007 серии 32 N 001358645 (том дела 1, лист 89).

В процессе рассмотрения дела Общество повторно обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.11.2008 изменения, касающиеся генерального директора и учредителя (участника) Общества, Инспекцией внесены (том дела 1, лист 92). Вместе с тем Инспекция отказала в государственной регистрации изменений, касающихся юридического адреса Общества.

Считая, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе относительно его адреса местонахождения незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды посчитали, что решение регистрирующего органа является незаконным, поскольку Общество представило для государственной регистрации изменений все предусмотренные Законом N 129-ФЗ документы.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проанализировав доводы жалобы, не находит оснований для их отмены.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

- а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

- г) документ об уплате государственной пошлины.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (далее - Постановление) утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.

Согласно Постановлению в случае государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется заявление по форме Р13001.

Из материалов дела усматривается, что Общество представило в Инспекцию заявление по форме Р13001 и другие необходимые документы (том дела 1, листы 126 - 129), что подтверждается распиской в получении документов (том дела 1, лист 125).

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, в силу которой отказ в государственной регистрации возможен в случае: а) непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Других оснований для отказа в государственной регистрации названный Закон не предусматривает.

Таким образом, Инспекция незаконно отказала в государственной регистрации изменений.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем основания
для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А56-7188/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А.КУСТОВ

Судьи

О.Г.СОСНИНА

И.М.ТАРАСЮК