Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2009 по делу N А56-55246/2008 Суд правомерно отказал ПФ РФ во взыскании с крестьянского хозяйства штрафа за непредставление сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку ни в акте проверки, ни в решении фонда о привлечении к ответственности не указано, в отношении каких лиц крестьянское хозяйство не представило сведения, а также не отражено, какие именно документы и иные сведения подтверждают обстоятельства вменяемого хозяйству правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2009 г. по делу N А56-55246/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., рассмотрев 08.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2009 по делу N А56-55246/2008 (судья Пилипенко Т.А.),

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с крестьянского хозяйства Ф.И.О. (далее - крестьянское хозяйство) 184 руб.
80 коп. штрафа за непредставление сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда от 12.02.2009 в удовлетворении заявления Фонду отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 12.02.2009. Податель жалобы считает, что крестьянское хозяйство правомерно привлечено к ответственности, поскольку оно зарегистрировано в Фонде и в Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) как крестьянское хозяйство Ф.И.О. Поскольку Волнухина Т.Ф. не зарегистрирована как глава крестьянского хозяйства ни в Фонде, ни в Инспекции, но является руководителем этого хозяйства, то Управление может привлечь к ответственности только крестьянское хозяйство.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку своевременности представления крестьянским хозяйством сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в ходе которой установил, что оно не представило в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ) необходимые сведения за 2007 год, в то время как их надлежало представить до 03.03.2008. Результаты проверки оформлены актом от 03.06.2008 N 693.

Решением от 24.07.2008 N 603 Фонд привлек крестьянское хозяйство к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде
взыскания 184 руб. 80 коп. штрафа (10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации) и направил требование от 24.07.2008 N 603, которым предложил добровольно уплатить штраф в срок до 14.08.2008.

Поскольку требование в установленный срок не исполнено, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав и оценив материалы дела, суд первой инстанции установил, что Фонд принял ненормативные акты, на основании которых просит взыскать спорную сумму штрафа, в отношении крестьянского хозяйства, а не его главы, и конкретно не отразил в них, за непредставление каких сведений - в отношении членов крестьянского хозяйства или его главы - заинтересованное лицо привлекается к ответственности. Кроме того, сведения о государственной регистрации крестьянского хозяйства в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт законным с учетом следующего.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона.

В силу пункта 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Действия этих Правил согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ).

Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Крестьянское хозяйство зарегистрировано в Пенсионном фонде Российской Федерации 12.02.1992.

В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.

Пунктом 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В 2007 году стоимость страхового года установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 N 156 в размере 1 848 руб.

Таким образом, крестьянское хозяйство привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в сумме 184 руб. 80 коп. за непредставление им сведений за 2007 год до 03.03.2008 о каждом работающем у него застрахованном лице.

Однако ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности в нарушение статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации не указано, в отношении каких лиц крестьянское хозяйство
не представило сведения, а также не отражено, какие документы и иные сведения подтверждают обстоятельства указанного правонарушения.

При этом материалы дела не содержат доказательств наличия у крестьянского хозяйства работающих застрахованных лиц.

Волнухина Т.Ф. как застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, за непредставление ею сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации к ответственности не привлекалась.

С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2009 по делу N А56-55246/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Л.НИКИТУШКИНА

Судьи

Л.В.БЛИНОВА

Л.И.КОЧЕРОВА