Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2009 по делу N А42-1359/2008 Суд правомерно удовлетворил требования ОАО об обязании ИФНС возвратить из бюджета сумму излишне взысканных с общества пеней по ЕСН, поскольку требование инспекции о принудительном взыскании с ОАО пеней было признано недействительным вступившим в законную силу судебным актом, а следовательно, спорная сумма пеней считается излишне взысканной.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2009 г. по делу N А42-1359/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области Катюшина А.Е. (доверенность от 01.11.2008 N 14-89), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Царгуш Э.В. (доверенность от 31.12.2008 N 01-14-27-17/213657), рассмотрев 07.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2008 (судья Бубен В.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 (судьи Семиглазов
В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-1359/2008,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, предмет которого уточнен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция по городу Мурманску) возвратить из бюджета излишне взысканные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - Межрайонная инспекция) пени по единому социальному налогу в сумме 198 813 руб. 21 коп. на основании инкассового поручения от 20.12.2004 N 1887.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2009, заявленные Обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 28.11.2008 и постановление апелляционного суда от 13.02.2009. По мнению подателя жалобы, суды не исследовали обстоятельства возникновения задолженности на спорную сумму и ошибочно посчитали, что обстоятельства, установленные по делу N А42-14913/2004, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, так как указанное дело рассматривалось без участия Инспекции по городу Мурманску. Кроме того, налоговый орган полагает, что заявителем нарушен срок исковой давности для обращения в суд.

Инспекция по городу Мурманску в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию Межрайонной инспекции.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители налоговых органов поддержали доводы кассационной жалобы.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с
чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, 27.12.2004 Общество обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Межрегиональной Инспекции Министерства налоговой службы N 6 от 18.11.2004 N 569 и признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства налоговой службы N 1 по Мурманской области по принудительному бесспорному взысканию денежных средств, указанных в требовании от 18.11.2004 N 569.

Решением суда от 27.10.2006 по делу N А42-14913/2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007, заявленные требования Общества были удовлетворены. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.05.2007 данные судебные акты оставлены без изменения.

Далее 12.10.2007 Мурманское отделение Октябрьской железной дороги - филиал ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Межрайонную инспекцию с заявлением о возврате пеней, взысканных по требованию от 18.11.2004 N 569.

Межрайонная инспекция письмом от 26.10.2007 N 29-06/4-15952 сообщила Обществу о невозможности возврата пеней, после чего налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - Управление) с жалобой на отказ налогового органа. Решением от 09.01.2008 N 05 Управление оставило жалобу Общества без удовлетворения.

В мае 2008 года Общество обратилось в Инспекцию по городу Мурманску с заявлением о возврате пеней по единому социальному налогу в сумме 198 813 руб. 21 коп., взысканных с Общества по инкассовому поручению от 20.12.2004 N 1887.

Инспекция по городу Мурманску решением от 22.05.2008 N 1569 отказала в осуществлении возврата пеней в связи с пропуском Обществом сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также в связи
с отсутствием в судебных актах по делу N А42-14913/2004 указания на обязанность налогового органа возвратить излишне взысканные суммы.

При рассмотрении настоящего спора суды установили, что пени в сумме 198 813 руб. 21 коп. по единому социальному налогу взысканы с Общества на основании инкассового поручения Межрайонной инспекции от 20.12.2004 N 1887. Данное инкассовое поручение выставлено налоговым органом на основании требования Межрегиональной инспекции Министерства по налогам и сборам N 6 от 18.11.2004 N 569.

Судебными актами по делу N А42-14913/2004 требование Межрегиональной инспекции Министерства по налогам и сборам N 6 от 18.11.2004 N 569 признано недействительным, а действия Межрайонной инспекции по принудительному взысканию пеней, основанные на недействительном требовании, - незаконными.

Удовлетворяя требования Общества по настоящему делу, суды исходили из того, что признание судом недействительными требования налогового органа об уплате недоимки по налогам (пеням) и действий налогового органа по принудительному взысканию денежных средств по такому требованию свидетельствует о незаконности действий Межрайонной инспекции по взысканию пеней в сумме 198 813 руб. 21 коп. по единому социальному налогу на основании инкассового поручения от 20.12.2004 N 1887.

Кассационная коллегия согласна с такими выводами судов в связи со следующим.

При рассмотрении дела N А42-14913/2004 судами установлено, что пени, взысканные в принудительном бесспорном порядке на основании требования от 18.11.2004 N 569, в том числе по инкассовому поручению от 20.12.2004 N 1887, не соответствуют действительной обязанности по их уплате.

Так, в решении суда первой инстанции от 27.10.2006 по делу N А42-14913/2004 указано, что налоговые органы уклонились от доказывания обстоятельств (наличие действительной обязанности заявителя по уплате налоговых платежей), послуживших основанием для выставления оспариваемого требования. В постановлении
суда кассационной инстанции от 25.05.2007 по делу N А42-14913/2004 отражено, что “исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные налоговым органом документы, суды первой и апелляционной инстанций признали не доказанным налоговой инспекцией факт наличия у налогоплательщика обязанности по уплате сумм налогов (сборов), на которые начислены указанные в требовании пени. Этот вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам: само оспариваемое требование не содержит никаких сведений как о суммах недоимки по налогам, на которые были начислены пени, так и о сроках их уплаты, ставках пеней и периоде их начисления, а надлежащим образом составленные расчеты пеней к данному требованию, содержащие необходимые сведения, с приложением к ним документов, подтверждающих наличие у заявителя обязанности по уплате налогов в соответствующем размере и ее неисполнение, в материалах дела отсутствуют. Неоднократные требования суда о представлении таких расчетов и документов к ним оставлены налоговыми органами без исполнения“.

Межрайонная инспекция участвовала в деле N А42-14913/2004 в качестве ответчика.

Инспекция по городу Мурманску привлечена в качестве второго ответчика по настоящему делу в связи с тем, что с 21.06.2006 администрирование по единому социальному налогу осуществляет именно этот налоговый орган (в результате перехода налогоплательщика на централизованную уплату единого социального налога).

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела пришли к правильному выводу о том, что незаконность требования от 18.11.2004 N 569, на основании которого налоговым органом произведено взыскание 198 813 руб. 21 коп. пеней по единому социальному налогу, влечет за собой признание спорной суммы пеней излишне взысканной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма
излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога (пункт 2 статьи 79 Кодекса).

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В соответствии с пунктом 9 статьи 79 НК РФ правила, установленные этой статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней.

Судами правильно не приняты во внимание доводы подателя жалобы о пропуске Обществом срока исковой давности на обращение в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне взысканной суммы пеней.

Статья 79 НК РФ определяет период, в течение которого налогоплательщик может обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканного налога (пеней).

Судами правильно указано, что Общество узнало о своем праве на возврат излишне взысканных пеней в результате вынесения судом решения по делу N А42-14913/2004, которым были признаны незаконными действия налогового органа по принудительному бесспорному взысканию денежных средств, указанных в требовании от 18.11.2004 N 569.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 79 НК РФ Общество вправе было обратиться в суд в течение трех лет считая со дня вынесения судом решения по делу N А42-14913/2004. Данный срок
заявителем соблюден.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами на основании всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 по делу N А42-1359/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи

Л.В.БЛИНОВА

Л.Л.НИКИТУШКИНА