Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2009 по делу N А52-5167/2008 Суд отклонил довод ИФНС о занижении ООО, осуществляющим розничную торговлю сжиженным углеводородным топливным газом через АГЗС, физического показателя “площадь торгового места“ при исчислении ЕНВД, поскольку инспекция не доказала, что площадь торгового места, используемого обществом для розничной торговли газом, включает площади проезда к заправочным колонкам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2009 г. по делу N А52-5167/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Асмыковича А.В. и Дмитриева В.В., при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью “Ремтрансгаз“ - Бармина О.С. (доверенность от 01.08.2008), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Псковской области - Павлова А.А. (доверенность от 22.01.2008 N 03-03/402), рассмотрев 27.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 05.02.2009 по делу N А52-5167/2008 (судья Циттель С.Г.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ремтрансгаз“ (далее - общество) обратилось
в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Псковской области (далее - инспекция) от 19.09.2008 N 08-34/1050 в части предложения обществу уплатить 363 710 руб. недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), начисления 19 221 руб. 33 коп. пеней и 72 742 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с учетом уточнения заявленного требования.

Решением суда первой инстанции от 05.02.2009 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 05.02.2009, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 346.27 НК РФ. По мнению подателя жалобы, для определения площади торгового места, используемого для совершения сделок розничной купли-продажи, необходимо определить площади всех частей земельного участка и расположенных на нем помещений, используемых продавцом и покупателем для выполнения условий договора розничной купли-продажи (передачи и оплаты товара). Инспекция полагает, что местом, используемым для совершения сделок розничной купли-продажи газа, является вся площадь земельного участка, занятая составными частями автогазозаправочной станции, которые объединены в единый комплекс. Налоговый орган определил величину физического показателя “площадь торгового места“ посредством вычитания из общей площади земельного участка площади частей участка, не участвующих в исполнении договора купли-продажи. Инспекция считает, что для целей исчисления обществом ЕНВД физическим показателем “площадь торгового места“ будет являться площадь земельного участка, равная 1014 кв.м (5185 кв.м - 4167 кв.м - 4 кв.м = 1014 кв.м), как необходимая для исполнения договора купли-продажи газа и определенная на основании
плана границ земельного участка.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их, считая решение суда первой инстанции, принятое по настоящему делу, законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленных обществом 20.05.2008 первичной и 25.08.2008 уточненной налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за I квартал 2008 года по деятельности газовой автозаправочной станции (далее - АГЗС), расположенной по адресу: город Опочка, улица Коммунальная, дом 89. Согласно названным декларациям расчет ЕНВД произведен исходя из величины физического показателя “площадь торгового зала“ 22 кв.м и составил 5985 руб.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 09.07.2008 N 08-34/751 и принято решение от 19.09.2008 N 08-34/1050 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 73 982 руб. 80 коп. штрафа. Данным решением обществу также предложено уплатить 369 914 руб. недоимки по ЕНВД и начислено 19 549 руб. 21 коп. пеней. Расчет сумм штрафа и пеней произведен инспекцией с учетом имеющейся у общества переплаты по ЕНВД в размере 3586 руб.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество в I квартале 2008 года осуществляло розничную торговлю сжиженным углеводородным топливным газом через АГЗС, находящуюся по адресу: город Опочка, улица Коммунальная, дом 89. В соответствии с полученным инспекцией планом границ общая площадь занимаемого АГЗС земельного участка составляет 5185 кв.м. Инспекция выделила из указанной общей площади земельного участка “прочую площадь“ (пруд, газон),
составившую 4167 кв.м, и площадь склада хранения баллонов (4 кв.м). В результате инспекция сделала вывод, что площадь земельного участка, которую следует учитывать при исчислении ЕНВД, составляет 1014 кв.м (5185 кв.м - 4167 кв.м - 4 кв.м = 1014 кв.м). Поэтому налоговый орган полагает, что в связи с занижением физического показателя общество занизило подлежавший уплате за I квартал 2008 года ЕНВД на 373 500 руб.

Общество, не согласившись с решением инспекции от 19.09.2008 N 08-34/1050, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области.

Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области решением от 28.10.2008 N 19-06/2840ДСП оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения. Данным решением сумма ЕНВД, подлежавшего уплате в бюджет, указанная в пункте 1 резолютивной части решения инспекции от 19.09.2008 N 08-34/1050, из которой исчислен штраф, с 381 285 руб. заменена на 379 485 руб., сумма штрафа изменена с 19 064 руб. на 18 974 руб. 25 коп.; в подпункте 3.1 пункта 3 резолютивной части решения инспекции сумма недоимки 369 914 руб. заменена на 373 500 руб.

Общество, считая, что решением инспекции от 19.09.2008 N 08-34/1050 нарушаются его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично незаконным (с учетом уточнения заявленных требований).

В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 346.29 НК РФ объектом налогообложения единым налогом на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика, а налоговой базой для исчисления ЕНВД - величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя,
характеризующего данный вид деятельности. При этом физические показатели, характеризующие вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, применяемые при исчислении ЕНВД, установлены в пункте 3 статьи 346.29 НК РФ. Согласно названной норме в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, используется физический показатель “площадь торгового зала (в квадратных метрах)“, а в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети - “торговое место“.

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ) площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе
расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что применительно к рассматриваемым правоотношениям при исчислении ЕНВД должен применяться физический показатель “торговое место“. В решении суда указано, что в статье 346.27 НК РФ, содержащей основные понятия, используемые в главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует понятие “площадь торгового места“.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв.м, для исчисления ЕНВД используется физический показатель “площадь торгового места в квадратных метрах“.

Общество осуществляет розничную торговлю сжиженным углеводородным топливным газом через АГЗС и имеет в собственности земельный участок общей площадью 5185 кв.м, на котором расположена АГЗС, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 27.05.2008 N 60-12/08-1080. Суд первой инстанции установил на основании представленных в материалы дела доказательств и с учетом заключенного между сторонами соглашения об обстоятельствах дела от 22.01.2009, что единственным инвентаризационным документом, который содержит описание границ земельного участка, занятого АГЗС (кадастровый номер 60-12-01-03-15-0001), в том числе с границами земельных участков, с расположенными на них объектами, является план границ земельного участка, составленный землеустроителем Ефимовым Ю.А., идентичный по содержанию независимо от даты - 20.06.2008 или 27.08.2008.

Инспекция считает, что из общей площади земельного участка следует вычесть площадь, занимаемую газоном и прудом (4 167 кв.м), а также площадь склада хранения газовых баллонов (4 кв.м), то есть площади, которые не используются при заключении и исполнении договоров
розничной купли-продажи газа, и исчислять ЕНВД, считая физическим показателем остальную площадь земельного участка.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции общество согласилось с оспариваемым решением инспекции в части занижения физического показателя “площадь торгового места“ на 26 кв.м. Налогоплательщик считает, что в качестве физического показателя следует учитывать площади земельного участка под газовыми колонками, навесом над газовыми колонками и площадь помещения, где находится кассир-операционист. Представители сторон также пояснили, что расчеты с покупателями и выдача кассового чека производятся через окно кассира, с улицы, в помещение доступ покупателей ограничен. Судом сделан вывод, что в данном случае, применительно к АГЗС, площадь торгового места составляет 48 кв.м и складывается из площади АГЗС - 44 кв.м и площади земельного участка, занимаемого кассиром-операционистом - 4 кв.м.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отклонил как недоказанную позицию инспекции о том, что площадь торгового места, используемого для осуществления розничной торговли газом, составляет 1014 кв.м, включая структурные элементы АГЗС и площади проезда к заправочным колонкам.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе инспекции, не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела.

Обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для его отмены или изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1
части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 05.02.2009 по делу N А52-5167/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.КОРПУСОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

В.В.ДМИТРИЕВ