Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2009 по делу N А05-13151/2008 Суд признал незаконными действия таможни, выразившиеся в отказе возвратить ОАО таможенные сборы, излишне уплаченные за таможенное оформление по полным таможенным декларациям, поскольку уплата сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату сборов при представлении полной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2009 г. по делу N А05-13151/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматова Г.Е., Самсоновой Л.А., при участии от Архангельской таможни Садомца Д.Б. (доверенность от 10.11.2006 N 43), рассмотрев 27.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.01.2009 по делу N А05-13151/2008 (судья Шадрина Е.Н.),

установил:

открытое акционерное общество “СОЛОМБАЛЬСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ“ (далее - общество, ОАО “СЦБК“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании действий Архангельской таможни (далее - таможня), выразившихся в отказе (письмо от 05.11.2008 N 14-01-26/10241) возвратить 436 000
руб. таможенных сборов, излишне уплаченных за таможенное оформление по полным таможенным декларациям (с учетом уточнения предмета заявления, принятого судом согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), поданным в период с октября 2006 года по август 2008 года.

Решением суда от 15.01.2009 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия таможни признаны незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). На основании статьи 201 АПК РФ суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 15.01.2009 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 124, 132, 135 - 138, главы 33.1 ТК РФ. По мнению таможенного органа, в отличие от уплаты таможенных пошлин (налогов), сборы за таможенное оформление уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности при каждом декларировании товаров. Упрощенный порядок декларирования товаров не предусматривает специального порядка уплаты таможенных сборов либо особых случаев освобождения от их уплаты. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что заявитель добровольно использовал указанный порядок декларирования.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.

Представители ОАО “СЦБК“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно и судом установлено, что в период с 2006 по 2008 год общество как отправитель и декларант вывозило с таможенной территории Российской Федерации товар - целлюлозу древесную небеленую марки НСК-0. При этом таможенное оформление
товара производилось в порядке временного периодического декларирования (статья 138 ТК РФ) путем подачи обществом в таможню временной таможенной декларации, а после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации - полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.

При подаче в таможню состоящих в споре временных таможенных деклараций общество уплатило в общей сумме 436 000 руб. таможенных сборов. Декларации приняты и проверены таможенным органом, товары выпущены таможенным органом в заявленном таможенном режиме “экспорт“.

После убытия товаров заявитель подал в таможню соответствующие полные таможенные декларации и повторно уплатил таможенные сборы в отношении тех же товаров в общей сумме 436 000 руб.

По мнению общества, повторная уплата таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций является необоснованной, поскольку представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

30.10.2008 общество (со ссылкой на статью 355 ТК РФ) обратилось в таможенный орган с заявлением (исх. N 17-2070) о возврате 436 000 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, приложив к нему пакет документов в обоснование факта излишней уплаты: копии временных и полных таможенных деклараций, платежные поручения, контракты с дополнениями и паспортами сделок, пояснения, регистрационные и подтверждающие документы.

07.11.2008 таможенный орган возвратил заявление без рассмотрения (письмо от 05.11.2008 исх. N 14-01-26/10241), сославшись на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты, а также на отсутствие в таможне правовых документов, обязывающих таможенные органы пересматривать ранее принятые решения по вопросу уплаты таможенных сборов за таможенное оформление.

Не согласившись с действиями таможни, общество оспорило их в судебном порядке.
Фактические обстоятельства дела не оспариваются таможенным органом. Спор сводится к оценке рассматриваемой ситуации по праву.

Суд первой инстанции установил фактическую сторону дела и признал правовую позицию общества законной и обоснованной.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном истолковании норм таможенного права.

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).

Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).

Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ определены ставки таможенных сборов.

Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом
Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Систематическое толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

Доводы таможенного органа сводятся к иной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.

Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.01.2009 по делу N А05-13151/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

Л.А.САМСОНОВА