Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2009 по делу N А56-20410/2008 Суд признал недействительным решение Совета депутатов сельского поселения об отнесении к особо охраняемым территориям земельного участка, на котором расположены принадлежащие ОАО объекты недвижимости, поскольку спорный участок относится к землям рекреационного назначения и, изъяв его из хозяйственного использования и оборота, запретив его предоставление в частную собственность, Совет вышел за пределы компетенции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2009 г. по делу N А56-20410/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., при участии от Совета депутатов Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Сальцевой Т.О. (доверенность от 26.01.2009), от открытого акционерного общества “Компрессор“ Аксенова К.А. (доверенность от 19.08.2008), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 по делу N А56-20410/2008 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.),

установил:

открытое
акционерное общество “Компрессор“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Совета депутатов Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района (далее - Совет) от 22.05.2008 N 21 “Об отнесении земель к особо охраняемым территориям“.

Решением от 10.12.2008 (судья Филиппов А.Е.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 12.02.2009 решение от 10.12.2008 отменено, оспариваемое решение признано недействительным как не соответствующее статьям 2, 27, 94, 98 Земельного кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе Совет, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 12.02.2009 и оставить в силе решение от 10.12.2008.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Совета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Согласно государственному акту на право пользования землей от 29.10.90 серии А-I N 010740 правопредшественнику Общества - производственному объединению “Компрессор“ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 7,75 га в границах согласно плану землепользования для пионерского лагеря “Корвет“.

На названном земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский район, дер. Даймище, ул. Набережная, д. 128, находятся здания бывшего пионерского лагеря “Корвет“, которые Общество приобрело в процессе приватизации производственного объединения “Компрессор“ (свидетельства о государственной регистрации права от 01.03.2006 на л.д. 9 - 23 в т. 1).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер 47:23:07-01-003:0134. Сведения о земельном участке с указанным кадастровым номером площадью 77 693 кв.м внесены в Единый государственный реестр земель. Согласно материалам дела и
пояснениям представителей Совета и Общества в судебном заседании кассационной инстанции данный земельный участок относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Совет решением от 22.05.2008 N 21 отнес названный земельный участок рекреационного назначения с разрешенным использованием: для пионерского лагеря “Корвет“, категории земель: земли особо охраняемых территорий, к землям особо охраняемых территорий, частично изъятым из хозяйственного использования и оборота (пункт 1). Пунктом 2 данного решения установлено, что этот участок не подлежит предоставлению в частную собственность.

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Совета от 22.05.2008 N 21, указывая на то, что оно противоречит статьям 27, 28, 94 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права на приватизацию земельного участка, занятого объектами недвижимости, находящимися у Общества в собственности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ основанием для принятия арбитражным судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу, что в данном случае названные условия для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта отсутствуют, оспариваемое решение принято Советом в пределах его компетенции и соответствует требованиям земельного законодательства. Суд исходил из следующего. По смыслу пункта
1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых территорий, перечисленные в пункте 2 этой же статьи, могут полностью или частично изыматься из оборота постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления и для них устанавливается особый правовой режим. То обстоятельство, что пункт 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень объектов, нахождение которых на земельном участке влечет изъятие из оборота этого земельного участка, не исключает возможности принятия органом местного самоуправления решения об изъятии полностью или частично из хозяйственного использования и оборота земель, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, в порядке пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд отклонил довод Общества о том, что решение принято в отсутствие нормативно-правового акта, определяющего порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения. Суд указал, что Советом 22.05.2008 принято решение N 20 “Об утверждении Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения на территории Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района“, которое опубликовано в официальном вестнике - газете “Гатчинская правда“ от 27.05.2008 N 16(30) и которому не противоречит оспариваемое Обществом решение от 22.05.2008 N 21. Согласно пункту 3 решения от 22.05.2008 N 21 оно вступает в силу не ранее вступления в силу решения от 22.05.2008 N 20. При таком положении суд признал, что оспариваемое решение принято Советом в пределах его компетенции и соответствует требованиям земельного законодательства.

Апелляционный суд не согласился с приведенными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Согласно статье 94 Земельного кодекса
Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Пункт 2 указанной статьи к землям особо охраняемых территорий относит земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение названного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15).

Согласно части 1
статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Пунктами 2 и 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми из земель, перечисленных в пункте 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к изъятым из оборота относятся только земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными
парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 данного Кодекса), а к ограниченным в обороте - находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения.

Однако статьи 27 и 98, а также иные статьи Земельного кодекса Российской Федерации не содержат указания на изъятие из оборота или ограничение в обороте земель рекреационного назначения.

В силу статьи 56 и пункта 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации единственным ограничением в отношении земель рекреационного назначения является запрещение деятельности, не соответствующей их целевому назначению.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд правильно указал, что, частично изъяв земельный участок с кадастровым номером 47:23:07-01-003:0134 из хозяйственного использования и оборота, запретив его предоставление в частную собственность, Совет вышел за пределы компетенции, установленной пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ввел ограничения, не установленные действующим земельным законодательством для земель рекреационного назначения. Апелляционный суд также правомерно признал, что отнесение спорного земельного участка к землям, изъятым из оборота, в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации влечет невозможность его предоставления в собственность Общества, поэтому решение Совета от 22.05.2008 N 21 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Поскольку при принятии постановления от 12.02.2009 апелляционный суд правильно применил нормы материального права, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы нет.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 по делу N А56-20410/2008 оставить без изменения, а кассационную
жалобу Совета депутатов Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Т.И.САПОТКИНА