Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2009 по делу N А26-5836/2008 Подлежит отмене решение суда об отказе в признании недействительным отказа таможни в принятии грузовых таможенных деклараций на ввезенное ОАО технологическое оборудование с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду необходимо установить наличие у общества права на применение нулевой процентной ставки при исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2009 г. по делу N А26-5836/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Самсоновой Л.А., Подвального И.О., при участии от Карельской таможни Ларичевой Н.А. (доверенность от 31.12.2008 N 102), от открытого акционерного общества “Грань“ Трофимова И.А. (доверенность от 20.02.2009), рассмотрев 28.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Грань“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2008 по делу N А26-5836/2008 (судья Зинькуева И.А.),

установил:

открытое акционерное общество “Грань“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным отказа Карельской таможни (далее - таможня) в принятии
грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), выполненных на бланках N 34866631, 34866632, 34866633, 34866634, 34866635, 34866636, выраженного в письме от 13.08.2008 N 45-17/46.

Решением суда первой инстанции от 24.12.2008 в удовлетворении требований обществу отказано.

В апелляционном порядке дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 24.12.2008, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, отказ таможенного органа в принятии ГТД не соответствует требованиям статей 319, 337 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), поскольку ввезенное им технологическое оборудование предназначено для внесения во вклад в уставный капитал организации, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 22.07.2008 общество получило разрешение таможни на применение особого порядка декларирования товара - компонентов оборудования дробильно-сортировочной установки, ввозимого на территорию Российской Федерации отдельными партиями, срок действия разрешения - 31.12.2008.

Поставляемое оборудование классифицировано обществом на основании письма Управления товарной номенклатуры ФТС России от 08.04.2008 N 25-29/13110, в соответствии с кодом ТН ВЭД России 8474 20 900 0.

С целью оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации партии товара таможенный брокер - закрытое акционерное общество “РОСТЭК-Сортавала“ по договору с обществом от 18.03.2008 N 0408/00-08-15 представил в таможню заявления на условный выпуск компонентов ввезенного оборудования на бланках N 34866631, 34866632, 34866633, 34866634, 34866635, 34866636.

Письмом от 13.08.2008 N 45-17/46 таможня отказала в принятии поданных заявлений со ссылкой на пункты 23, 44 Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении
и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной приказом ГТК РФ от 23.04.2001 N 388 (далее - Инструкция).

Общество, не согласившись с указанными действиями таможни, обратилось в суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, сделал вывод о наличии у общества обязанности по представлению обеспечения уплаты таможенных платежей наряду с заявлением об условном выпуске товара, поскольку общество не имеет права на применение льготы, предусмотренной пунктом 1 постановления Правительства РФ N 883.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что вынесенное по делу решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 59 ТК РФ порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

В силу пункта 22 Инструкции таможенное оформление машины и ее отдельных компонентов производится с применением особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны по письменному заявлению заинтересованного лица, с последующей подачей грузовой таможенной декларации с использованием комплектов бланка “Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация
(ТД3)“.

Согласно пункту 23 Инструкции особый порядок декларирования может применяться при соблюдении следующих условий:

а) условно выпускаемые компоненты машины не будут отчуждаться до выпуска всей машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или таможенным режимом свободной таможенной зоны;

б) в отношении условно выпускаемых компонентов машины (за исключением случаев условного выпуска компонентов машины, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны) до или одновременно с принятием каждого заявления на условный выпуск будет обеспечена уплата таможенных платежей любым из способов, предусмотренных статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации;

в) заинтересованное лицо должно по запросу таможенного органа представлять документы бухгалтерского и складского учета компонентов машины;

г) отсутствие у заинтересованного лица задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам.

Заявление на условный выпуск подается в структурное подразделение контролирующей таможни или таможенного поста, в котором производится таможенное оформление.

Одновременно с заявлением на условный выпуск в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост представляются, в частности, платежные документы, подтверждающие внесение суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемых товаров (абзац 3 пункта 44 Инструкции).

Сумма представляемого обеспечения находится в прямой зависимости от размера таможенных платежей, подлежащих уплате, которые рассчитываются исходя из установленных нормативными правовыми актами ввозных ставок и с учетом предоставленных в установленном порядке таможенных льгот.

Таможенный орган отказал в таможенном оформлении ввезенного товара по особому порядку декларирования в связи с непредставлением им в установленном порядке обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом размер обеспечения, подлежащего уплате, таможенным органом не указан и судом не установлен.

Вместе с тем, таможней принято решение о классификации ввезенного
обществом товара в соответствии с классификационным кодом ТН ВЭД России 8474 20 900 0, в отношении которого установлена нулевая ставка таможенной пошлины.

Кроме того, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты НДС ввоз на таможенную территорию России технологического оборудования в качестве вклада в уставный капитал организаций. Именно на эти обстоятельства, связанные с отсутствием обязанности таможенных платежей, и указывало общество при обращении в суд.

Суд первой инстанции сделал вывод только в отношении неприменения постановления Правительства РФ N 883 в части освобождения от обложения таможенными пошлинами ввозимых на территорию России товаров, поскольку названная льгота предоставляется в случае ввоза товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал юридического лица иностранным инвестором.

Согласно статье 338 ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, подлежащих уплате при выпуске товаров или их ввозе.

Таким образом, суд первой инстанции, посчитав обоснованным отказ таможенного органа в принятии заявлений на условный выпуск товара в связи с необеспечением уплаты таможенных платежей, не установил ни фактическую обязанность такой уплаты, ни размер обеспечения уплаты таможенных платежей.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суд неполно исследовал доказательства, не установил все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного рассмотрения спора по существу.

Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 АПК РФ), обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо установить наличие (отсутствие)
у общества права на применение нулевой процентной ставки при исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате, в том числе на применение льготы по НДС; предложить таможне определить размер требуемого обеспечения и с учетом названных обстоятельств решить вопрос о правомерности обжалуемого отказа таможенного органа.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2008 по делу N А26-5836/2008 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий

Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Л.А.САМСОНОВА