Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2009 по делу N А56-20991/2008 Суд обязал ИФНС начислить и принять решение о выплате ООО процентов за несвоевременный возврат НДС, подлежащего возмещению, отклонив довод о необходимости определения количества дней допущенной инспекцией просрочки налога исходя только из рабочих дней, поскольку из положений ст. 176 НК РФ следует, что период просрочки возврата налога исчисляется календарными днями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2009 г. по делу N А56-20991/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Дмитриева В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “ЮВЕНТА“ Дудина В.Г. (доверенность от 01.04.2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Коняева С.В. (доверенность от 22.09.2008 N 2005/38555), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2008 по делу N А56-20991/2008 (судья Соколова С.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ЮВЕНТА“ (далее - Общество, ООО “ЮВЕНТА“)
обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) начислить и принять решение о выплате предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентов в сумме 2 400 270,72 руб. за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета по уточненным декларациям за ноябрь, декабрь 2006 года и январь, февраль 2007 года.

Решением суда первой инстанции от 26.12.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд возложил на Инспекцию обязанность начислить и принять решение о выплате предусмотренных статьей 176 НК РФ процентов в сумме 1 282 850 руб. за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять по данному делу новое решение. Податель жалобы считает не основанным на положениях статьи 176 НК РФ вывод суда о том, что в рассматриваемом случае проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость подлежат начислению с 17.10.2007. Инспекция также утверждает, что в соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ период просрочки должен определяться в рабочих днях.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ООО “ЮВЕНТА“ в мае 2007 года (24.05.2007 и 28.05.2007) подало в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2006 года и
январь, февраль 2007 года, в которых предъявило к возмещению из бюджета 112 601 103 руб. налога.

Инспекция провела камеральные проверки полученных деклараций, по результатам которых приняла решение от 21.09.2007 N 571/05-06 об уменьшении на 81 450 910 руб. суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к возмещению из бюджета в уточненных декларациях за ноябрь и декабрь 2006 года, и решение от 25.09.2007 N 577/05-06 об уменьшении на 28 067 640 руб. суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к возмещению из бюджета в уточненных декларациях за январь - февраль 2007 года.

Заявление Общества о возврате 112 510 894 руб. налога на добавленную стоимость на расчетный счет (л.д. 122) поступило в налоговый орган 09.10.2007, то есть после истечения трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ, и после вынесения Инспекцией решений от 21.09.2007 и от 25.09.2007.

Эти решения налогового органа по заявлению Общества признаны недействительными решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2007 по делу N А56-40521/2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008. Суд также возложил на налоговый орган обязанность возместить налогоплательщику из бюджета путем возврата 112 510 894 руб. налога на добавленную стоимость.

Исполняя судебные акты по делу N А56-40521/2007, Инспекция в январе 2008 года приняла решение о возврате из бюджета 1 906 452 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного Обществом к возмещению из бюджета в уточненной декларации за январь 2007 года. Оставшаяся сумма налога (110 604 442 руб.) возвращена налогоплательщику в марте 2008 года по решениям Инспекции от 18.03.2008 N 6988, 6989, 6990, 6991, 6992, 6993, 6994.

В апреле
2009 года ООО “ЮВЕНТА“ обратилось в налоговый орган с заявлением о выплате процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость, самостоятельно исчислив сумму процентов за период с 08.10.2007 по 23.03.2008 в размере 5 259 312,94 руб. Инспекция по заявлению Общества от 15.04.2008 вынесла решение от 16.05.2008 N 7743 (л.д. 81) о выплате 3 659 931 руб. процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость. Указанная сумма процентов поступила на расчетный счет Общества (л.д. 23, 81).

ООО “ЮВЕНТА“, считая, что сумма процентов за несвоевременный возврат 112 510 894 руб. налога на добавленную стоимость исчислена Инспекцией неправильно и неправомерно не выплачена в полном размере, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя частично.

Суд установил, что заявление о возврате спорной суммы налога на добавленную стоимость подано Обществом в Инспекцию после истечения трехмесячного срока на проведение камеральных проверок представленных деклараций и вынесения Инспекцией решений по результатам проведенных проверок.

В этом случае - при вынесении налоговым органом законных решений (о возмещении указанных в уточненных декларациях сумм налога на добавленную стоимость из бюджета) - Инспекция, получив от налогоплательщика заявление о возврате налога 09.10.2007, обязана была бы в тот же день вынести решение о возврате налога из бюджета и не позднее следующего дня направить соответствующее поручение в орган федерального казначейства. Несоблюдение сроков возврата налога является основанием для начисления и выплаты предусмотренных статьей 176 НК РФ процентов. Период просрочки возврата налога начинает течь по истечении пятидневного срока, установленного пунктом 8 статьи 176 НК РФ на осуществление органом федерального казначейства возврата налога, исчисленного в рабочих днях.

Суд
проверил расчет процентов, представленный Инспекцией (л.д. 140), и пришел к выводу, что периоды просрочки возврата налога (с 17.10.2007 по 24.03.2008 и с 17.10.2007 по 22.01.2008) определены правильно, однако налоговым органом допущена арифметическая ошибка при расчете суммы процентов. По расчету суда налогоплательщику подлежит начислению и выплате 4 942 781 руб. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость, а не 4 943 549 руб., как указал налоговый орган. Поскольку в мае 2008 года Обществу выплачено 3 659 931 руб. процентов, суд возложил на Инспекцию обязанность начислить и принять решение о выплате 1 282 850 руб. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.

Как указано в пункте 1 статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены
иные сроки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Пунктами 6, 7, 8 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Решение о возврате суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В пункте 10 статьи 176 НК РФ установлено, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении Инспекцией срока возврата спорной суммы налога на добавленную стоимость, что является основанием для
начисления и уплаты Обществу процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176 НК РФ. Как правильно указал суд, признание недействительным решения налогового органа об отказе налогоплательщику в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, указанного в налоговой декларации, и возложение на налоговый орган обязанности возместить налог путем возврата соответствующей суммы из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Вынесение налоговым органом незаконного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога. Следствием таких действий (бездействия) налогового органа является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 N 7528/05 разъяснил, что проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. Следовательно, до получения этого заявления у налогового органа отсутствует обязанность возвращать налогоплательщику из бюджета на его расчетный счет сумму налога, подлежащую возмещению.

Из положений пунктов 6 и 7 статьи 176 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) следует, что заявление налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации.

В то же время статья 176 НК РФ не содержит запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога за пределами этого срока.
Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление и в случае, когда к моменту его подачи налоговым органом принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.

Материалами дела подтверждается, что заявление о возврате 112 510 894 руб. налога на добавленную стоимость по уточненным декларациям за ноябрь, декабрь 2006 года и январь, февраль 2007 года ООО “ЮВЕНТА“ поступило в налоговый орган 09.10.2007, то есть по истечении трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ, и после вынесения Инспекцией решений по результатам камеральных проверок.

Принимая во внимание, что в статье 176 НК РФ не установлен дополнительный срок для вынесения налоговым органом решения о возврате налогоплательщику из бюджета на его расчетный счет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению, поскольку указано, что решение о возврате налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что в рассматриваемом случае после получения заявления налогоплательщика, но не позднее следующего дня, Инспекция должна направить поручение на возврат Обществу суммы налога, подлежащей возмещению, в орган федерального казначейства.

Соответственно решение о возврате налога должно быть принято налоговым органом в день получения заявления, поскольку иное не предусмотрено статьей 176 НК РФ.

Суд также правильно указал на то, что период просрочки возврата налога начинает течь по окончании пятидневного срока, установленного пунктом 8 статьи 176 НК РФ для возврата органом федерального казначейства налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что налог на добавленную стоимость по
заявлению Общества от 09.10.2007 должен быть возвращен не позднее 17.10.2007.

Довод Инспекции о необходимости определения количества дней допущенной налоговым органом просрочки возврата налога на добавленную стоимость, исходя только из рабочих дней, приходящихся на этот период, кассационная инстанция отклоняет как не основанный на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 6.1 НК РФ, на которую ссылается налоговый орган, определяет порядок исчисления различных сроков, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации для совершения действий субъектами правоотношений, регулируемых этим Кодексом. Согласно пункту 1 статьи 6.1 НК РФ сроки могут определяться календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. В пункте 6 названной статьи указано, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В рассматриваемом же деле спор возник по иному вопросу, не связанному с порядком исчисления сроков совершения налоговым органом или налогоплательщиком действий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный спор касается порядка исчисления периода (количества дней) просрочки возврата налогоплательщику из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению, допущенной вследствие незаконных действий (незаконного бездействия) налогового органа. Из положений статьи 176 НК РФ следует, что период просрочки возврата налога исчисляется календарными днями.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а потому правовых оснований для отмены принятого судом по делу
решения не имеется.

Жалоба Инспекции отклоняется.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2008 по делу N А56-20991/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

В.В.ДМИТРИЕВ