Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2009 по делу N А56-20408/2008 Подлежит отмене судебный акт о признании недействительным решения ИФНС о привлечении учреждения РАН к ответственности по ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судом сделан неправильный вывод о том, что учреждение правомерно исчислило земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка для размещения объектов коммунального хозяйства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2009 г. по делу N А56-20408/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Дмитриева В.В., при участии от Учреждения Российской академии наук Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе РАН Маркова В.В. (доверенность от 19.12.2008 N 11217-938/01/161.5), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Русских О.В. (доверенность от 25.04.2008 N 07-14/27), рассмотрев 14.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2008 по делу N А56-20408/2008 (судья Вареникова А.О.),

установил:

Учреждение Российской академии
наук Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе РАН (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 23.05.2008 N 77.

Решением суда первой инстанции от 19.12.2008 заявленное Институтом требование удовлетворено.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Институту в удовлетворении его заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Инспекция настаивает на том, что ею правомерно - на основании данных выписки из государственного земельного кадастра, поступившей из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу - рассчитан земельный налог, подлежащий уплате Институтом за 2007 год. Согласно кадастровой выписке от 30.07.2008 N 6136 по состоянию на 01.01.2007 вид разрешенного использования земельного участка площадью 2 800 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Заповедная 57, кор. 2, кадастровый номер 78:4270:21, принадлежащего Институту на праве постоянного (бессрочного) пользования, - “для размещения объектов науки“. Соответственно кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 9 634 800 руб., а не 4 844 000 руб., как указал Институт в декларации по земельному налогу за 2007 год. Инспекция считает, что суд первой инстанции при рассмотрении данного дела в нарушение статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно руководствовался сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, указанными в кадастровой выписке от 22.10.2008 N 3163, поскольку эта выписка дана по состоянию на 22.10.2008, после внесения изменений
в государственный кадастр о виде разрешенного использования спорного участка. Из статьи 391 НК РФ следует, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году не является основанием для пересчета налоговой базы за 2007 год, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяемой на конкретную дату - 01.01.2007.

Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Институту на праве постоянного (бессрочного пользования) принадлежит земельный участок площадью 2 800 кв.м, кадастровый номер 78:4270:21, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Заповедная, дом 57, корпус 2, свидетельство от 09.08.2006 серия 78-АВ N 117396 (далее - земельный участок).

В январе 2008 года Институт представил в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2007 год, в которой указал данные о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с графой 6 справки от 01.03.2007 N 2149-3, полученной от Управления землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. В названной графе справки указан вид фактического использования земельного участка с кадастровым номером 78:4270:21 - для размещения объектов коммунального хозяйства, и его кадастровая стоимость при таком виде использования - 4 844 000 руб. Справка выдана по состоянию на 1 января 2007 года.

Инспекция в ходе камеральной проверки декларации пришла к выводу о занижении Институтом облагаемой земельным налогом базы - кадастровой стоимости спорного земельного участка. По сведениям, имеющимся у налогового органа, в Едином государственном реестре земель вид разрешенного использования спорного земельного участка указан “для размещения объектов науки“, а его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2007 составляет 9 634 800 руб.

Решением Инспекции от 23.05.2008 N 77, принятым по результатам проверки, Институту доначислено
и предложено уплатить 71 862 руб. земельного налога и 2 345 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Институт также привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2007 год в виде взыскания 14 372 руб. штрафа.

Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в арбитражном суде. Заявитель утверждает, что правомерно определил налоговую базу по земельному налогу за 2007 год как кадастровую стоимость спорного земельного участка исходя из вида его фактического использования. Институт в соответствии с Порядком доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Комитета по земельным ресурсам Правительства Санкт-Петербурга от 11.10.2005 N 2150-рк, получил из Управления землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга справку, в которой указано два разных значения кадастровой стоимости земельного участка: одно, в размере 9 634 800 руб., определено исходя из вида разрешенного использования участка, отраженного в Едином государственном реестре земель, - “для размещения объектов науки“, другое, в размере 4 844 000 руб., определено исходя из указанного Институтом в заявлении о выдаче справки вида фактического использования земельного участка “для размещения объектов коммунального хозяйства“. Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ кадастровая стоимость одного квадратного метра земли определяется в зависимости от вида функционального использования земельного участка. На спорном земельном участке расположен принадлежащий Институту объект недвижимости - здание Станции биологической очистки сточных вод, который является объектом коммунального хозяйства.

Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя. Суд пришел к выводу, что Институт правомерно исчислил земельный налог исходя из
кадастровой стоимости земельного участка, установленной при использовании земельного участка для размещения объектов коммунального хозяйства. Кадастровая стоимость спорного участка с учетом вида его разрешенного использования “для размещения объектов коммунального хозяйства“ указана в справке Комитета от 01.03.2007 N 2149-3. Суд указал, что представленными налогоплательщиком документами: договором аренды от 01.09.2007 N 127, договорами на оказание услуг по очистке сточных вод от 01.01.2007 N С-07-15, С-07-14 и С-07-13, актами приемки станции биологической очистки сточных вод, техническим паспортом на станцию биологической очистки сточных вод, - подтверждается, что на спорном земельном участке расположен объект коммунального хозяйства. Суд также руководствовался письмом Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по городу Санкт-Петербургу от 27.10.2008 N 8382, представленным Институтом, в котором указано, что в соответствии с распоряжением КГА от 05.08.2008 N 3003 и письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 06.10.2008 N 10474 спорному земельному участку изменен вид разрешенного использования с “для размещения объектов науки“ на “для размещения объектов коммунального хозяйства“, что подтверждается кадастровой выпиской от 22.10.2008 N 3163, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования “для размещения объектов коммунального хозяйства“ составляет 4 844 000 рубля.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции недостаточно обоснованным.

Материалами дела подтверждается, что в феврале 2007 года Институт обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением от 21.02.2007 N 11217-99/01/962.2 (т. 1, л. 131) о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Заповедная, дом 57 корпус 2. В
заявлении Институт указал вид разрешенного использования спорного земельного участка исходя из его фактического использования - для размещения объектов коммунального хозяйства.

В справке от 01.03.2007 N 2149-3 (т. 1, л. 40), выданной по заявлению Института, о кадастровой стоимости земельного участка Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга указало по состоянию на 01.01.2007 два разных значения кадастровой стоимости земельного участка. В графе 5 справки “Вид разрешенного использования земельного участка в соответствии со сведениями Единого государственного реестра земель“ указаны вид разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов науки и соответствующий вид функционального использования земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка при таком использовании равна 9 634 800 руб. В графе 6 справки “Фактическое использование земельного участка в соответствии со сведениями, указанными в заявлении“ указано: для размещения объектов коммунального хозяйства, а также определены вид функционального использования земельного участка и его кадастровая стоимость - 4 844 000 руб.

В то же время в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 30.07.2008 N 6136 (т. 1, л. 126), выданной по состоянию на 01.01.2007, указаны вид разрешенного использования спорного земельного участка - “для размещения объектов науки“ и его кадастровая стоимость - 9 634 800 руб. Данных о фактическом использовании земельного участка выписка не содержит.

В ходе рассмотрения дела в суде Институт сослался на то, что в кадастровой выписке от 30.07.2008 N 6136 содержатся ошибочные сведения о виде разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости, в связи с чем им приняты меры для устранения допущенных ошибок. В качестве доказательств налогоплательщик представил кадастровую выписку о
земельном участке от 22.10.2008 N 3163 (т. 2, л. 7), а также письмо Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по городу Санкт-Петербургу от 27.10.2008 N 8382 (т. 1, л. 147) об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с использования “для размещения объектов науки“ на использование “для размещения объектов коммунального хозяйства“. Названные документы, по мнению Института, свидетельствуют об устранении ранее допущенной ошибки.

Суд первой инстанции, подтверждая законность требований налогоплательщика, руководствовался кадастровой выпиской, выданной по состоянию на 22.10.2008, фактом “действительного использования спорного земельного участка в 2007 году для размещения объектов коммунального хозяйства“, а также общими принципами налогового законодательства, в силу которых “налоговые обязательства должны основываться на реальных экономических основаниях“.

Однако судом не учтено следующее.

Как следует из статьи 390 НК РФ, налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В статье 391 НК РФ уточнено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. В пунктах 2, 4 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод
документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований обязаны ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок предоставления сведений из государственного земельного кадастра в 2007 году регулировался Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“. Согласно пункту 3 статьи 8 и пункту 1 статьи 22 названного закона сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы пункта 3 статьи 8 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“, сведения, о которых идет речь в пунктах 12 и 13 статьи 396 НК РФ, направляются налоговым органам в форме выписок из государственного земельного кадастра о земельных участках.

В силу правила пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно определяют налоговую базу в отношении каждого земельного участка, используемого ими в предпринимательской деятельности и принадлежащего на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, на основании сведений государственного земельного кадастра. В связи с этим в пункте 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей
в 2007 году) закреплено обязательное доведение до их сведения кадастровой стоимости земельных участков, определенной по состоянию на 1 января календарного года по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость земельных участков доводится до сведения налогоплательщиков-организаций в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1147 и от 28.11.2006 N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ (в редакции, действовавшей в 2007 году) обязанность по доведению до сведения плательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года возложена на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. Эта обязанность должна быть исполнена в срок до 1 марта каждого календарного года.

Порядок доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков, форма заявления юридических лиц в районные отделы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о предоставлении справки о кадастровой стоимости земельных участков, а также форма справки о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемой районными отделами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга при обращении юридических лиц за информацией о кадастровой стоимости земельных участков утверждены распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.10.2005 N 2150-рк (в редакции распоряжения от 05.02.2007 N 103-рк).

Таким образом, статья 396 НК РФ и изданные в соответствии с ней нормативные акты определяют порядок информирования о результатах государственной кадастровой оценки земель, внесенных в государственный земельный кадастр, в виде кадастровой стоимости каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как организаций -
плательщиков земельного налога, так и налоговых органов, призванных контролировать правильность исчисления и уплаты налогоплательщиками земельного налога.

Сведения о кадастровой стоимости указанных участков, направленные налогоплательщикам и налоговым органам, должны быть одинаковыми.

Согласно справке от 01.03.2007 N 2149-3, выданной Институту, и кадастровой выписке от 30.07.2008 N 6136, стоимость спорного земельного участка, указанная в государственном земельном кадастре, составила по состоянию на 01.01.2007 9 634 800 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ именно указанная в государственном земельном кадастре кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, (в данном случае - на 01.01.2007), признается налоговой базой для целей исчисления земельного налога.

Однако Институт при заполнении декларации по земельному налогу применил показатель кадастровой стоимости земельного участка, указанный в графе 6 этой же справки - 4 844 000 руб., определенный исходя из фактического использования земельного участка на основании соответствующих сведений Института, которые приведены в заявлении о выдаче справки. При этом судом не выяснены причины указания налогоплательщиком в этом заявлении вида разрешенного использования спорного земельного участка, не соответствующего указанному в Едином государственном реестре земель, а также причины выдачи Комитетом Институту справки, не соответствующей по форме и содержанию справке, приведенной в приложении 4 к распоряжению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 11.10.2005 N 2150-рк (в том числе с учетом внесенных в 2007 году изменений). Утвержденная форма справки предусматривает предоставление сведений о кадастровой стоимости земельного участка только исходя из вида разрешенного использования земельного участка, определенного в соответствии со сведениями Единого государственного реестра земель.

Суд первой инстанции согласился с доводом налогоплательщика об ошибке, допущенной при внесении сведений в государственный земельный кадастр относительно вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Вместе с тем порядок исправления технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, в 2007 году регулировался статьей 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“. Согласно нормам этой статьи, исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в пятидневный срок после их обнаружения. Исправление названных ошибок осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в письме от 21.04.2006 N ВК/0556 разъяснило, что под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, понимается ошибка, приведшая к несоответствию сведений, внесенных в основные документы кадастра, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр.

В выданной Управлением землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга справке о кадастровой стоимости земельного участка от 01.03.2007 N 2149-3 указано, что по состоянию на 01.01.2007 вид разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии со сведениями Единого государственного реестра земель “для размещения объектов науки“.

Такие же сведения содержатся в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 30.07.2008 N 6136, выданной по состоянию на 01.01.2007.

Кассационная инстанция отклоняет ссылку Института об отсутствии правовых оснований для применения при исчислении земельного налога показателя вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога в Санкт-Петербурге устанавливаются законами Санкт-Петербурга в размерах, определенных в этой же статье. Здесь же указано на право законодательных (представительных) органов государственной власти города Санкт-Петербурга дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В то же время в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В целях соотношения различных видов разрешенного использования земельных участков, установленных в Санкт-Петербурге на основании пункта 2 статьи 396 НК РФ, и видов функционального использования земель, предусмотренных для государственной кадастровой оценки земель поселений, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга издали совместный приказ от 20.11.2006 N 110/119 “О применении классификатора “Разрешенное использование (назначение)“ и видов функционального использования земель при расчете кадастровой стоимости земельного участка“.

Как указано в пункте 4.1 совместного приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 20.11.2006 N 111/120 “О внесении изменений в Классификатор п. 1.13 “Разрешенное использование (назначение)“ версии 11“, вид разрешенного использования земельных участков должен определяться по материалам дел по объектам недвижимости районными отделами и Управлением землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в срок до 15.12.2006.

Институт утверждает, что с 1964 года вид функционального использования спорного земельного участка не менялся, на нем расположен принадлежащий Институту объект недвижимости - здание станции биологической очистки сточных вод, который является объектом коммунального хозяйства. То есть земельный участок использовался и используется для размещения объекта коммунального хозяйства.

Между тем в письме Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по городу Санкт-Петербургу от 27.10.2008 N 8382 указано на внесение 22.10.2008 в государственный кадастр изменений в сведения о спорном земельном участке: изменен вид его разрешенного использования с вида: “для размещения объектов науки“, на вид: “для размещения объектов коммунального хозяйства“. Изменения внесены на основании распоряжения КГА от 05.08.2008 N 3003 и письма Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 06.10.2008 N 10474.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 391 и пунктах 12 и 14 статьи 396 НК РФ, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка).

Поэтому в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Однако, как разъяснило Министерство финансов России в письмах от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 и от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120, если изменение в результатах государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговая ставка по земельному налогу подлежит применению с учетом такого исправления.

Суд первой инстанции, применив сведения, содержащиеся в кадастровой выписке от 22.10.2008 N 3163, не выяснил причину внесения изменений в государственный кадастр.

В деле отсутствует распоряжение КГА от 05.08.2008 N 3003 и письмо Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 06.10.2008 N 10474, на основании которых внесены соответствующие изменения в государственный кадастр.

Судом не проверен довод Института о допущенной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ошибке при определении вида разрешенного использования спорного земельного участка как единственной причины внесения исправлений в государственный земельный кадастр.

Суд не выяснил, является ли допущенная ошибка технической ошибкой, наличие установленного порядка исправления ошибок и его соблюдение налогоплательщиком.

В представленной в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке от 22.10.2008 N 3163 не содержится данных о дате, по состоянию на которую внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и виде его разрешенного использования.

В решении суда не приведены мотивы, по которым суд отклонил ссылку налогового органа о том, что в рассматриваемом случае имеет место изменение вида разрешенного землепользования в 2008 году, а потому измененные сведения не могут быть учтены при перерасчете налоговой базы 2007 года, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяемой на конкретную дату - 01.01.2007. В деле отсутствует выписка из государственного земельного кадастра со сведениями о спорном земельном участке, полученная Инспекцией в порядке и сроки, установленные пунктом 12 статьи 396 НК РФ (до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом).

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что выводы, содержащиеся в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, установив, что выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, вправе отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду с учетом выводов, изложенных в постановлении суда кассационной инстанции, следует принять меры к выяснению фактических обстоятельств рассматриваемого спора, надлежащим образом проверить все доводы сторон, исследовать все документы, представленные лицами, участвующими в деле, в подтверждение обоснованности занятой позиции; истребовать при необходимости у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга пояснения относительно порядка определения вида разрешенного использования спорного земельного участка, причины изменения первоначально определенного вида его разрешенного использования, наличия установленного порядка исправления технических ошибок, допущенных при определении вида разрешенного использования земельных участков; предложить Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу представить документы, на основании которых внесены изменения в государственный земельный кадастр, и указать причину их внесения, а также сообщить дату, с которой должны применяться изменения, исходя из причины их внесения, и, правильно применив нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынести законное и обоснованное решение по существу спорного вопроса.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2008 по делу N А56-20408/2008 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

В.В.ДМИТРИЕВ