Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2009 по делу N А44-3361/2008 Решение суда об отказе в удовлетворении заявления Управления архитектуры и градостроительства области о привлечении учреждения к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания управления об устранении нарушений, выявленных в проектной документации на строительство жилого дома, подлежит отмене, поскольку вывод суда об отсутствии в действиях учреждения состава данного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. по делу N А44-3361/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А., при участии от Управления архитектуры и градостроительства Новгородской области начальника отдела Пашковой Т.Б. (доверенность от 03.12.2008 N 20) и специалиста Кононовой О.А. (доверенность от 26.02.2009 N 21), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления архитектуры и градостроительства Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.12.2008 по делу N А44-3361/2008 (судья Бочарова Н.В.),

установил:

Управление архитектуры и градостроительства Новгородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении муниципального
учреждения “Управление капитального строительства“ (далее - Учреждение) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 12.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 12.12.2008, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Учреждение на основании распоряжения Администрации Великого Новгорода от 15.10.2007 N 4861 рм “О проектировании и строительстве муниципальным учреждением “Управление капитального строительства“ комплекса жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями и кладовыми в подвалах (лоты 21, 22, 23, 24) по улице Псковской в квартале 147 города“ и разрешения на строительство N RU 53301000-121 многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и кладовыми в подвале (позиция 2, дом), выданного администрацией Великого Новгорода, начало строительство этого объекта. В соответствии с положениями статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Учреждение 04.09.2008 направило в Управление извещение о начале строительства многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и кладовыми в подвале (позиция 2) комплекса жилых домов. К указанному извещению Учреждение помимо разрешения на строительство приложило заключение государственной экспертизы проектной документации от 31.07.2008 N 184-08, альбом “8 - 9-этажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, позиция N 2“, проект организации строительства, чертежи.

На основании указанного извещения и представленных документов Управление провело проверку
комплектности документов, необходимых для начала строительства, по результатам которой составлен акт от 12.09.2008 и выдано предписание N 25 от той же даты об устранении нарушений при строительстве со сроком исполнения до 14.10.2008.

По результатам контрольной проверки Управлением составлен акт от 23.10.2008 и протокол об административном правонарушении от 23.10.2008, из которых следует, что Учреждением не выполнены пункты 1, 2, 3 предписания от 12.09.2008 N 25, а именно: не определено назначение встроенно-пристроенных нежилых помещений и не выполнена экспертиза проектной документации с учетом функционального назначения встроенно-пристроенных помещений; не представлены проектная документация в полном объеме, утвержденная заказчиком, а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом (позиция 2) со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и кладовыми в подвалах.

В связи с невыполнением предписания от 12.09.2008 N 25 Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Суд первой инстанции не установил в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и отказал в удовлетворении заявленных Управлением требований. При этом суд сослался на то, что проектная документация подготовлена Учреждением в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 22.04.2008 и на основании распоряжения Администрации
Великого Новгорода от 15.10.2007 N 4861рм, а также на то, что проект выполнен на весь комплекс жилых домов (три позиции) в июне 2008 года до вступления в силу пунктов 9 - 42 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию“, касающихся проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, и поэтому требования указанных положений к проекту, представленному на весь комплекс, неприменимы. Суд также указал, что из содержания статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует запрета на проектирование объектов капитального строительства как комплекса, совокупности объектов капитального строительства. Состав представленной Учреждением проектной документации включает в себя проекты 7 - 10-этажных домов со встроенно-пристроенными помещениями.

Вместе с тем, в пункте 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам (строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию
и эксплуатироваться автономно, а также строительство части объектов, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно). При этом проектная документация в отношении отдельного этапа разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа (пункт 8).

Как усматривается из материалов дела, разрешение на строительство от 13.08.2008 N RU53301000-121 выдано на один объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями и кладовыми в подвале (позиция 2), входящий в комплекс жилых домов.

Однако суд данному обстоятельству оценки не дал.

При таком положении с учетом изложенного, а также требований статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в пункте 5 перечень документов, прилагаемых к уведомлению надзорному органу о начале строительных работ, статьи 48 Кодекса, регламентирующей в пункте 12 состав (разделы) проектной документации объектов капитального строительства и СНиП 11-01-95 (в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации), кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.

При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, установить фактические обстоятельства дела и в соответствии с установленным рассмотреть его.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.12.2008 по делу N А44-3361/2008 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ