Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2009 по делу N А26-4868/2008 ИФНС неправомерно привлекла ООО к административной ответственности за неприменение ККТ при реализации в магазине банки кофе, поскольку при осуществлении проверочных мероприятий инспекцией была произведена контрольная закупка, правом на совершение которой ИФНС не наделена, что свидетельствует об отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. по делу N А26-4868/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по делу N А26-4868/2008 (судьи Семенова А.Б., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ассорти-1“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 13.08.2008 N 54
о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 35 000 руб.

Решением от 10.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.12.2008 решение от 10.09.2008 отменено, постановление от 13.08.2008 признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции от 02.12.2008, ссылаясь на неправильное применение судом норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией 05.08.2008 на основании поручения проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон о ККТ) в принадлежащем ему магазине, расположенном по адресу: Пудожский район, поселок Водла, улица Комсомольская, дом 1а, в ходе которой установлено, что наличные денежные расчеты при реализации банки кофе “Maxwell Hause“ по цене 73 руб. осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники.

По данному факту составлены акт от 05.08.2008 и протокол об административном правонарушении от 06.08.2008, а постановлением от 13.08.2008 N 54 Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 руб.

Полагая постановление Инспекции от 13.08.2008 N 54 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.

В соответствии со статьями 2, 5
Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товара, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа.

Вместе с тем, судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что при осуществлении проверочных мероприятий Инспекцией была произведена контрольная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен, в связи с чем апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что Инспекцией не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, и отменила решение суда первой инстанции, отказавшей в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о ККТ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“. Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем, проверочная закупка в силу Федерального закона от
12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что проведение Инспекцией проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения, кассационная инстанция считает правильным и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по делу N А26-4868/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Т.В.КЛИРИКОВА