Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2009 по делу N А56-14477/2008 Суд признал незаконным бездействие управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность ООО земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, отклонив довод управления о том, что спорный участок входит в состав земель Минобороны РФ и ограничен в обороте, поскольку названный участок не используется Вооруженными силами РФ и иными воинскими формированиями и на нем находятся только объекты, принадлежащие ООО на праве собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2009 г. по делу N А56-14477/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области Очкиевской О.С. (доверенность от 16.07.2008), от общества с ограниченной ответственностью “Гранд“ Лозовского С.А. (доверенность от 29.04.2008), от федерального государственного учреждения “Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района“ Ленинградского военного округа Костомахиной Ю.А. (доверенность от 20.08.2008), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным
имуществом по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2008 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-14477/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Гранд“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области (далее - Управление Росимущества), выразившегося в непринятии решения по заявлению Общества о предоставлении в собственность земельного участка площадью 305 000 кв.м с кадастровым номером 47:07:01-53-001:0035, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Агалатово, военный городок “Агалатово-3“, и об обязании Управления Росимущества принять решение в соответствии с действующим законодательством о продаже Обществу названного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено федеральное государственное учреждение “Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района“ Ленинградского военного округа (далее - КЭЧ).

Решением от 28.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2008, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на то, что спорный земельный участок не может быть предоставлен Обществу в собственность, поскольку относится к землям обороны, ограниченным в обороте.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.

В судебном заседании представители Управления Росимущества и КЭЧ поддержали доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество как победитель торгов
по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества приобрело по договору купли-продажи от 01.06.2005 здания и сооружения военного городка “Агалатово-3“, расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Агалатово. Переход права собственности на объекты зарегистрирован в установленном порядке 19.08.2005 (свидетельства о государственной регистрации права на л.д. 66 - 82).

Здания и сооружения военного городка ранее находились в оперативном управлении КЭЧ, а земельный участок площадью 305 000 кв.м, на котором они расположены, - в постоянном (бессрочном) пользовании КЭЧ.

В июне 2007 года Общество обратилось в Управление Росимущества с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 305 000 кв.м, кадастровый номер 47:07:01-53-001:0035, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.

В письме от 17.07.2007 Управление Росимущества сообщило, что земельный участок, предоставленный ранее КЭЧ в постоянное (бессрочное) пользование, входит в состав земель Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), ограничен в обороте, поэтому для рассмотрения вопроса о приватизации испрашиваемого земельного участка Обществу необходимо представить положительное решение Минобороны по вопросу приватизации этого участка.

Общество обратилось с настоящими требованиями в суд, считая, что Управление Росимущества, не принимая решение о приватизации названного участка, незаконно бездействует и нарушает его права, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ (далее - Закон о приватизации), как собственника объектов недвижимости на выкуп земельного участка, занятого этими объектами.

Удовлетворяя требования Общества, суды обеих инстанций исходили из следующего.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости. Указанное
право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 29 и пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о выкупе принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовят проект договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю.

Статьей 15 того же Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим же Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, относятся к землям, изъятым из оборота (пункт 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно материалам дела на испрашиваемом Обществом земельном участке находятся только объекты недвижимости, принадлежащие Обществу, этот участок не используется Вооруженными Силами Российской Федерации или иными воинскими формированиями. В связи с этим суды сделали правильный вывод о том, что этот участок не ограничен в обороте по основаниям, на которые ссылается Управление Росимущества.

Согласно статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации в результате перехода права собственности на здания и строения военного городка Общество
приобрело право пользования земельным участком, занятым этими объектами, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Следовательно, прежний собственник объектов недвижимости или лицо, в чьем владении они находились, после продажи этих объектов утратил право пользования названным участком. К тому же КЭЧ в заявлении от 06.12.2005 отказалась от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком ввиду того, что этот участок в интересах Ленинградского военного округа не используется и отведен под объекты недвижимости Общества.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок сформирован с учетом площади, необходимой для использования всех приобретенных Обществом объектов недвижимости, в границах участка, ранее предоставленного КЭЧ.

При таком положении суды обеих инстанций правомерно указали, что отсутствие согласия Минобороны на приватизацию названного земельного участка не может служить основанием для непринятия Управлением Росимущества решения о продаже этого участка по заявлению Общества. Кроме того, решение Правительства Российской Федерации и Минобороны о продаже объектов военного городка “Агалатово-3“ как высвобождаемого военного имущества, по сути, свидетельствует об отказе от использования земельного участка, занятого военным городком, в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили каких-либо нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями для отмены решения от 28.08.2008 и постановления от 27.11.2008, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2008 и постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу N А56-14477/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Т.И.САПОТКИНА