Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2009 по делу N А42-4491/2008 Суд признал недействительным решение ИФНС о привлечении войсковой части к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по ЕСН в установленный срок, поскольку войсковая часть своевременно представила декларацию на бумажном и магнитном носителях, при этом у в/ч отсутствовала возможность своевременного направления по телекоммуникационным каналам связи указанной декларации, которая в дальнейшем была направлена в электронном виде по названным каналам связи через другую войсковую часть.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 г. по делу N А42-4491/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Корпусовой О.А., при участии от Министерства обороны Российской Федерации Школьного М.В. (доверенность от 05.09.2008 N 975а), от государственного учреждения “Войсковая часть 03123“ Школьного М.В. (доверенность от 02.02.2009), рассмотрев 10.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2008 (судья Хамидуллина Р.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-4491/2008,

установил:

военный прокурор
Северного флота (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации, государственного учреждения “Войсковая часть 03122“ (далее - Войсковая часть 03122) и государственного учреждения “Войсковая часть 03123“ (далее - Войсковая часть 03123) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 20.06.2008 N 04-5159-юр о привлечении Войсковой части 03122 к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 168 387 руб. 05 коп. штрафа.

Решением суда первой инстанции от 17.09.2008 заявление удовлетворено. Решение налогового органа от 20.06.2008 N 04-5159-юр признано недействительным. Инспекция обязана устранить нарушения прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации, Войсковой части 03122 и Войсковой части 03123.

Постановлением апелляционного суда от 04.12.2008 решение суда от 17.09.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает на то, что декларация по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2007 год в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи подана Войсковой частью 03122 в налоговый орган с нарушением установленного законом срока представления декларации по этому налогу. Инспекция указывает на то, что в силу пункта 3 статьи 80 НК РФ декларацию по ЕСН за 2007 год Войсковая часть 03122 обязана была представить в налоговый орган именно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, поэтому представление налогоплательщиком декларации на бумажном и
магнитном носителях не свидетельствует об исполнении обязанности по представлению декларации. При этом налоговый орган ссылается на то, что им проводилась активная агитационная и разъяснительная работа по информированию налогоплательщика об обязанности представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Войсковая часть 03122 входит в состав Министерства обороны Российской Федерации, включена в Единый государственный реестр юридических лиц 20.12.2002 (единый государственный регистрационный номер 1025100713571) и состоит на налоговом учете в Инспекции.

На основании требований директив министра обороны Российской Федерации от 20.08.2007 N Д-012 и главнокомандующего Военно-воздушными силами от 30.08.2007 N 85/774 с 01.01.2008 закрыто самостоятельное финансовое хозяйство в Войсковой части 03122 с зачислением ее на финансовое довольствие в Войсковую часть 03123.

Согласно уведомлениям Отделения Федерального казначейства по городу Североморску Мурманской области от 05.02.2008 N 04-31/196 и 04-31/198 с 05.02.2008 закрыты лицевые счета Войсковой части 03122 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области.

Войсковая часть 03122 обратилась в Инспекцию с заявлением от 11.02.2008 N 25фо о закрытии карточек расчетов с бюджетом.

Инспекция приняла решение от 31.07.2008 N 121-юр о закрытии Войсковой части 03122 карточек расчета с бюджетом с 01.08.2008 в связи с реорганизацией налогоплательщика в форме преобразования. Сальдо расчетов по налогам передано правопреемнику - Войсковой части 03123.

В 2007 году Войсковая часть 03122 являлась плательщиком ЕСН, в связи с чем 26.03.2008 направила в Инспекцию декларацию по этому налогу за 2007 год на бумажном носителе, составленную по форме, утвержденной приказом Министерства финансов от 31.01.2006 N 19н, а также на магнитном носителе (дискете).

В письме от 02.04 2008 Инспекция
сообщила налогоплательщику о том, что декларация не принята к учету, так как представлена по неустановленной форме, и предложила Войсковой части 03122 направить декларацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В указанном порядке декларация по ЕСН за 2007 год направлена Войсковой частью 03122 в Инспекцию 04.04.2008.

Инспекция провела камеральную проверку указанной декларации.

По результатам проверки Инспекция приняла решение от 20.06.2008 N 04-5195-юр о привлечении Министерства обороны в лице Войсковой части 03122 к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 168 387 руб. 05 коп. штрафа за непредставление в установленный законом срок (31.03.2008) декларации по ЕСН за 2007 год.

Войсковая часть 03123, являющаяся правопреемником Войсковой части 03122, посчитала указанное решение Инспекции незаконным, в связи с чем обратилась к Прокурору за защитой нарушенных прав.

Прокурор в свою очередь обратился в арбитражный суд в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации и указанных войсковых частей с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 20.06.2008 N 04-5195-юр.

Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным оспариваемый ненормативный акт, указав на то, что в данном случае отсутствует вина Войсковой части 03122 в совершении вменяемого ей налогового правонарушения, что в силу статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим возможность привлечения лица к налоговой ответственности.

Кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ декларация по ЕСН представляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год (статья 240 НК РФ).

Таким образом, срок представления налоговой декларации по ЕСН за 2007 год (с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ) - не позднее 31.03.2008.

В силу пункта 3 статьи 80 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“; далее - Закон N 268-ФЗ) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 80 НК РФ).

Пунктом 6 статьи 5 Закона N 268-ФЗ установлено, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 80 НК РФ
(в редакции Закона N 268-ФЗ) применяются до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышает 250 человек.

Из приведенных норм следует, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превысила 250 человек, обязаны представить налоговые декларации за 2007 год в электронном виде.

Из материалов дела видно и заявитель не опровергает, что среднесписочная численность работников Войсковой части 03122 в 2006 году превышала 250 человек.

Таким образом, Войсковая часть 03122 в соответствии с приведенными положениями законодательства обязана была представить в налоговый орган декларацию по ЕСН за 2007 год в электронном виде.

Войсковая часть 03122 представила декларацию по ЕСН за 2007 год в электронном виде 04.04.2008, то есть с нарушением установленного законодательством срока.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 этой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым
кодексом Российской Федерации.

Статьей 119 НК РФ не установлена ответственность как за представление декларации по неустановленной форме, так и за непредставление декларации в неэлектронной форме.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что декларация по ЕСН за 2007 год на бумажном и магнитном носителях представлена Войсковой частью 03122 в налоговый орган в установленный законом срок.

Инспекция не опровергает то, что сведения о налоге, указанные налогоплательщиком в декларации по ЕСН за 2007 год, представленной в налоговый орган на бумажном носителе, аналогичны сведениям, указанным им в декларации, направленной 04.04.2008 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Следовательно, в данном случае в действиях Войсковой части 03122 отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Кроме того, судами установлено и правомерно учтено при вынесении судебных актов, что у налогоплательщика отсутствовала возможность направления декларации по ЕСН за 2007 год по телекоммуникационным каналам, поскольку в связи с закрытием финансового хозяйства Войсковой части 03122 ей не были выделены денежные средства, необходимые для обеспечения доступа к телекоммуникационным каналам связи. По этой причине Войсковая часть 03122 представила в налоговый орган указанную декларацию единственно возможным для нее способом (на бумажном и магнитном носителях). Впоследствии декларация в электронном виде была направлена в Инспекцию через Войсковую часть 03123, у которой к 04.04.2008 появилась такая возможность после заключения соответствующего договора с оператором связи и изготовления электронной цифровой подписи.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными по делу доказательствами: приказом о закрытии с 01.01.2008 финансового хозяйства Войсковой части 03122, уведомлениями о закрытии лицевых счетов бюджетополучателя 05.02.2008, копией декларации по ЕСН за 2007 год, представленной налогоплательщиком в Инспекцию на бумажном носителе в
установленный срок.

Суды обоснованно указали, что приведенные обстоятельства неправомерно не рассмотрены и не учтены Инспекцией при вынесении оспариваемого решения.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А42-4491/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

О.А.КОРПУСОВА