Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2009 по делу N А13-60/2008 Суд уменьшил размер взыскиваемого с ответчика штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями на железнодорожных путях необщего пользования, указав на явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, поскольку размер штрафа превышает почасовую стоимость услуг истца, а также сумму самого договора на эксплуатацию железнодорожного пути и размер возможных убытков истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2009 г. по делу N А13-60/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Кужаровой Н.И., Малышевой Н.Н., при участии от ОАО “Российские железные дороги“ Чащиной О.А. (доверенность от 24.05.2007 N 1-5684), Лукинской М.А. (доверенность от 12.12.2006 N 1-12027), рассмотрев 28.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Северсталь“ на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.09.2008 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А13-60/2008,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) в лице
Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ - обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу “Северсталь“ (далее - ОАО “Северсталь“) о взыскании 25 406 400 руб. штрафа, начисленного в соответствии с частью 6 статьи 62, статьей 99 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав) за задержку вагонов под грузовыми операциями в период с 11.01.2007 по 20.01.2007 на железнодорожных путях необщего пользования ОАО “Северсталь“ по договору от 26.05.2006 N 4-28.

Решением арбитражного суда от 02.09.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008, иск удовлетворен частично. С учетом применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации с ОАО “Северсталь“ в пользу ОАО “РЖД“ взыскано 12 703 200 руб. штрафа, в остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Северсталь“, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению подателя жалобы, ОАО “РЖД“ не доказало обоснованности начисления штрафа (а именно, не представило памятки приемосдатчика) и принадлежности ему на праве собственности вагонов, за которые начислен штраф, отказалось от подписания актов общей формы и не высказало возражений по содержанию данных актов, в то время как ОАО “Северсталь“ подписало ведомости подачи и уборки вагонов за спорный период с возражениями.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители ОАО “РЖД“ не согласились с доводами кассационной жалобы.

ОАО “Северсталь“ надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако для участия в судебном заседании своих представителей
не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “РЖД“ (перевозчик) и ОАО “Северсталь“ (владелец) 26.05.2006 заключили договор N 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО “Северсталь“ по станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги, действующий с протоколом согласования разногласий.

В соответствии с параграфом 3 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на пути станций Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой их по местам погрузки, выгрузки.

Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на станции Череповец-2 владельца и Кошта Северной железной дороги. Выводка готовых поездов со станции Череповец-2 владельца производится локомотивами перевозчика.

Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования владельца установлен параграфом 9 договора.

В период с 11 по 20 января 2007 года включительно на подъездных путях ОАО “Северсталь“ происходили задержки принадлежащих ОАО “РЖД“ вагонов под погрузкой и выгрузкой. За задержку вагонов ОАО “РЖД“ начислило ОАО “Северсталь“ штраф в размере 25 406 400 руб.

Поскольку ОАО “Северсталь“ отказалось от уплаты начисленной суммы штрафа, ОАО “РЖД“ с соблюдением претензионного порядка обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение задержки ОАО “Северсталь“ вагонов под грузовыми операциями ОАО “РЖД“ ссылается на договор от 26.05.2006 N 4-28, ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ, сводные ведомости.

Возражения ответчика сводятся к тому, что истец не представил памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, не подписал акты общей формы, несвоевременно освободил железнодорожные пути для возврата вагонов перевозчику, не доказал право собственности
на вагоны, не предоставил ветвевладельцу неоплачиваемое технологическое время. Считая начисленный штраф явно несоразмерным последствиям нарушения обязательства, ОАО “Северсталь“ просило суд уменьшить его на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, признав позицию истца правомерной, уменьшил размер штрафа в два раза.

Апелляционный суд согласился с приведенными в решении выводами и оценкой доказательств.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу части 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Частью 2 статьи 99 Устава в качестве формы ответственности за задержку вагонов вследствие указанных выше обстоятельств предусмотрена уплата грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей штрафов в десятикратном размере от установленных статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила).

Согласно пунктам 4.3 и 4.5 названных
Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.

В соответствии со статьями 47, 94, 98, 99, 102, 103 Устава разработаны Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, которые регулируют порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, с перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила взыскания штрафов).

Согласно пункту 2 Правил взыскания штрафов основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Пунктом 7 этих же Правил установлено, что расчет штрафов за задержку вагонов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания
грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.

Правила составления акта общей формы и перечень обстоятельств, для удостоверения которых составляется данный акт, содержатся в разделе III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.

Судом установлено, что имеющиеся в материалах дела ведомости подачи и уборки вагонов составлены на основании памяток приемосдатчика.

Доводы и возражения ответчика получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судом со ссылкой на статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Факт задержки вагонов ответчиком документально не опровергнут.

Акты общей формы, составленные ответчиком в одностороннем порядке, в данном случае обоснованно не приняты судом во внимание.

Установив факт задержки вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на основании представленных истцом доказательств, арбитражный суд признал подлежащим удовлетворению требование о взыскании штрафа.

При решении вопроса о соразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства суд нашел основания для уменьшения его размера. К числу таких оснований относятся значительное превышение величины штрафа как почасовой стоимости услуг истца, так и размера действующей на день подачи иска ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также суммы самого договора и размера возможных убытков истца. Кроме того, суд сослался на то, что задержка вагонов со стороны ответчика имела место в течение незначительного периода из-за большого оборота вагонов в связи с особенностями технологического процесса работы железнодорожных путей необщего пользования ОАО “Северсталь“.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия кассационной инстанции.

С учетом того, что нарушений норм процессуального законодательства, влекущих за
собой безусловную отмену судебных актов, а также норм материального права судом не допущено, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.09.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу N А13-60/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Северсталь“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В.МАРЬЯНКОВА

Судьи

Н.И.КУЖАРОВА

Н.Н.МАЛЫШЕВА