Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2009 по делу N А21-4355/2008 Поскольку материалами дела подтверждается факт непредставления ООО, осуществляющим деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства по созданию многоквартирных жилых домов, в контрольно-ревизионную службу справки о прочих расходах, отчетов об изменениях капитала, о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и аудиторского заключения, суд привлек ООО к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2009 г. по делу N А21-4355/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. О.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А., рассмотрев 27.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Инвент-проект“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2008 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Шульга Л.А.) по делу N А21-4355/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Инвент-проект“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - КРС) от 17.07.2008 N 1.2/26/195-08 о привлечении к административной
ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 15.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.11.2008, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, Общество, являющееся субъектом малого предпринимательства, не обязано представлять в КРС отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), приложения и пояснительную записку к бухгалтерскому балансу.

В письменном отзыве на жалобу КРС просит в ее удовлетворении отказать.

Жалоба рассмотрена без участия представителей Общества и КРС, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что Общество осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства по созданию многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: город Калининград, улица О.Кошевого.

В КРС 28.03.2008 Обществом представлена отчетность за IV квартал 2007 года по формам согласно приложениям N 1 - 4 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила).

Установив, что отчетность представлена не в полном объеме (не представлена справка о прочих расходах, а также годовая бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации - не представлены отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма
N 5), пояснительная записка, аудиторское заключение), КРС составила в отношении Общества протокол от 04.06.2008 N 1.2/26/195-08 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

Постановлением КРС от 17.07.2008 N 1.2/26/195-08 Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление КРС в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и не усмотрел нарушений порядка проведения КРС проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда, оставив решение без изменения.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 214-ФЗ) под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии
с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В силу подпункта 11 пункта 8 Положения о контрольно-ревизионной службе Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 29.11.2005 N 71, КРС является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующему органу предоставлено право ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных этими Правилами, а также ежеквартальную (по итогам IV квартала - годовую) бухгалтерскую отчетность застройщика, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала (пункт 4 Правил).

Согласно пунктам 8 и 9 Правил при наличии расторгнутых договоров за отчетный период представляется справка с указанием оснований расторжения каждого договора. При наличии неисполненных (просроченных) обязательств
по договорам представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств. При наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ указано, что бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу, в частности, утвержденные годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за три последних года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности и за фактический период предпринимательской деятельности при осуществлении застройщиком такой деятельности менее трех лет (за исключением регистров бухгалтерского учета); аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.

Следовательно, в отношении застройщиков Законом N 214-ФЗ предусмотрен обязательный аудит.

Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности“ обязательный аудит осуществляется в случае, если он предусмотрен в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей федеральным законом.

Кроме того, судами установлено, что сумма активов баланса Общества на конец 2007 года превышает в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер
оплаты труда, что в силу пункта 3 статьи 7 названного Федерального закона является самостоятельным основанием для осуществления обязательного аудита.

Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что Общество не представило в КРС за IV квартал 2007 года в установленный срок справку о прочих расходах, а также отчеты об изменениях капитала (форма N 3), о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку и аудиторское заключение. Это обстоятельство заявителем не оспаривается.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

Кассационная коллегия считает неправомерным указание судов на непредставление Обществом справок о расторгнутых договорах за отчетный период и о неисполненных (просроченных) обязательствах, поскольку, согласно оспариваемому постановлению КРС, непредставление этих документов Обществу не вменено. Вместе с тем данное обстоятельство не повлияло на принятие судами по существу правильных судебных актов.

Довод Общества о том, что оно,
являясь субъектом малого предпринимательства, освобождено от обязанности представления отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), приложения и пояснительной записки к бухгалтерскому балансу судом кассационной инстанции отклоняется, как противоречащий указанным нормам права.

Как правильно указал суд первой инстанции, на организации, подлежащие обязательному аудиту, не распространяется освобождение от ведения бухгалтерского учета, предусмотренное пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“. Поскольку предметом обязательного аудита является ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудируемая фирма обязана представить на проверку бухгалтерскую отчетность, составленную на основании данных синтетического и аналитического учетов.

Учитывая изложенное, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А21-4355/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Инвент-проект“ - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи

Т.В.КЛИРИКОВА

Л.А.САМСОНОВА