Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 04.09.2009 по делу N А49-6615/2009 В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании совершить действия по предоставлению земельного участка в аренду отказано, поскольку спорный земельный участок расположен в природно-рекреационной зоне, в которой запрещено расположение объектов торговли продуктами питания.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. по делу N А49-6615/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 2 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Ледяной дом“ (105062, г. Москва, Лялин переулок, д. 20, стр. 1; 440600, г. Пенза, ул. Суворова, д. 111, оф. 303, ООО “LexПрактик“ (для ООО “Ледяной дом“) к Администрации г. Пензы (440000, г. Пенза, пл. М. Жукова, 4)

об оспаривании решения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Марковой О.А. - представителя (доверенность от 01.06.2009 г. б/н),

от ответчика - Горланова А.С. - главного специалиста отдела по земельным правоотношениям Правового
управления Администрации г. Пензы (доверенность от 12.05.2009 г. N 1-14-622),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Ледяной дом“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказ Администрации города Пензы, выразившегося в непредставлении ООО “Ледяной дом“ в аренду земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Московская - ул. М. Горького в районе Фонтанной площади для размещения торгового киоска по продаже мороженого и обязании предоставить в аренду указанный земельный участок.

В судебном заседании представитель заявителя уточнила заявленные требования и просила признать недействительным решение Администрации г. Пензы от 28.11.08 об отказе в представлении ООО “Ледяной дом“ в аренду земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Московская - ул. М. Горького в районе Фонтанной площади для размещения торгового киоска по продаже мороженого и обязании ответчика совершить предусмотренные земельным законодательством действия по предоставлению данного земельного участка в аренду, поскольку расположение его в особо охраняемой природной территории не препятствует расположению там торгового киоска по продаже мороженого и такого запрета не содержится в нормативных актах. Заявитель полагает, что предоставление земельного участка должно производиться по законодательству, действовавшему на момент подачи заявки о его предоставлении, кадастровый план будет изготовлен заявителем в 2-недельный срок, в связи с чем считает основания для отказа, приведенные в оспариваемом письме незаконными.

Ответчик в отзыве на заявление и в судебном заседании с требованиями не согласился, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в особо охраняемой природной территории, где не предусмотрено размещение торговых павильонов. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не сформирован.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст.
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

29.04.2004 года ООО “Ледяной дом“ (далее - заявитель) обратилось в Администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу г. Пенза, ул. Московская - ул. М. Горького в районе Фонтанной площади для размещения торгового киоска по продаже мороженого в аренду. Администрация г. Пензы от 28.11.08 N 8-1084 письменно отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок находится в природно-рекреационной зоне. Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы в газете “Наша Пенза“ от 16 - 22 февраля 2006 г. было дано объявление о возможности предоставления в аренду земельного участка площадью 25 кв. м. (ориентировочно), расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Московская - ул. М. Горького в районе Фонтанной площади для размещения киоска “Мороженое“.

Как следует из материалов дела, и установлено судом в процессе рассмотрения дела, заявитель 01.02.07 направил в орган местного самоуправления акт выбора земельного участка N 563 от 01.12.05 с приложением документов. Проект границ земельного участка был изготовлен по заказу ООО “Ледяной дом“ 07.02.07 и 26.02.07 направлен заявителю и в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4.7.8 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы гражданам и юридическим лицам, утв. Решением
Пензенской городской Думы от 28.11.03 N 563/42 (действовавшим на момент поступления в адрес Администрации заявки ООО “Ледяной дом“), решение о предоставлении земельного участка должно было быть принято в двухнедельный срок со дня подписания протокола приема заявок, т.е. в данном случае не позднее апреля 2006 г. (протокол приема заявок, представленный заявителем, датирован 20.03.06). Проект границ земельного участка датирован 07.02.07 г. До 15.06.09 заявитель не предпринимал установленных законом мер для понуждения ответчика принять решения по поданному им заявлению.

Таким образом, заявитель более двух лет не предпринимал никаких действий для защиты своего права. В связи с этим, довод заявителя о том, что в настоящее время ответчик обязан принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка по законодательству, действовавшему на момент подачи заявки и подготовленной им документации по данному земельному участку, судом отклоняется, поскольку в течение трех лет с 2006 года нормативная база для предоставления земельных участков в г. Пензе изменилась, изменился и статус испрашиваемого земельного участка.

Статья 94 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие и состав земель особо охраняемых территорий. Подпунктом 3 пункта 2 статьи 94 к таким землям отнесены земли рекреационного назначения.

Решением Пензенской городской Думы от 28.03.08 N 916-44/4 утвержден Генеральный план города Пензы, который является документом, устанавливающим границы земель особо охраняемых природных территорий, к каковым относятся земли рекреационного назначения.

Доводы заявителей о том, что состав, виды и границы территориальных зон муниципального образования устанавливаются и утверждаются не Генеральным планом, а правилами землепользования и застройки, которые до настоящего времени в городе Пензе не утверждены, не принимаются судом.

В соответствии с положениями статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные
планы содержат положения о территориальном планировании и информацию о разрешенном использовании земельного участка. Требование заявителя относятся к настоящему времени, когда Генеральный план города утвержден и решение вопроса о предоставлении земельного участка не возможен без учета положений Генерального плана.

Согласно Генерального плана города Пензы испрашиваемый земельный участок расположен в природно-рекреационной зоне.

Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

26.06.07 Пензенская городская Дума утвердила перечень земель особо охраняемых природных территорий местного значения (решение N 702-36/4), согласно которому (п. 28) к таким землям отнесен сквер им. М. Горького. Письмом Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам от 01.09.09 подтверждено, что испрашиваемый земельный участок входит в границы сквера имени М. Горького. Вышеназванное решение предусматривает, что на территории земель особо охраняемых природных территорий местного значения размещаются элементы благоустройства и малые архитектурные формы, памятники и скульптурные группы. Указанный перечень не предполагает расширительного толкования и не содержит возможности расположения на таких территориях мест для торговли продуктами питания (в данном случае - мороженым). Ссылка ответчика на исчерпывающий перечень запретов для размещения на землях особо охраняемых территорий, указанный
в решении городской Думы г. Пензы от 28.04.06 N 352-22/4 судом не принимается, поскольку содержащиеся в нем запрещения предполагают, в том числе, запрет осуществления на указанных территориях видов деятельности в соответствии с законодательством, к которому, в силу законодательства о местном самоуправлении, относятся и акты городской Думы. Законодательным актом является и решение Пензенской городской Думы от 26.06.07 N 702-36/4.

Суд учитывает также, что до настоящего времени испрашиваемый участок в установленном порядке не сформирован. Согласно ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Обязанность заявителя по формированию земельного участка предусмотрена Положением о порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Пензы, гражданам и юридическим лицам, утв. Решением Пензенской городской Думы от 31.10.08 N 1096-50/4, п. 9 которого устанавливает, что кадастровые работы выполняются заявителем за счет собственных средств и (п. 11) постановление о предоставлении земельного участка принимается Администрацией г. Пензы в 2-недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, отказ Администрации г. Пензы соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нормативным актам органа местного самоуправления, т.е. является законным.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать ООО “Ледяной дом“ в удовлетворении заявления к Администрации г. Пензы о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка по адресу ул. Московская - ул. М. Горького в районе Фонтанной площади для размещения торгового киоска,
оформленного письмом от 28.11.08 N 8-1084 и об обязании совершить предусмотренные земельным законодательством действия по представлению данного земельного участка в аренду.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном и в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в кассационном порядке.