Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2009 N Ф09-8783/09-С2 по делу N А07-4102/2009 Требование: О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней. Обстоятельства: В установленные законом сроки задолженность страхователем не уплачена. Решение: Заявление оставлено без рассмотрения, поскольку органом Пенсионного фонда РФ не соблюден порядок взыскания задолженности с организации, находящейся в стадии ликвидации, заявление в ликвидационную комиссию уполномоченным органом не направлялось, ее отказ от удовлетворения требования он не получал.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2009 г. N Ф09-8783/09-С2

Дело N А07-4102/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Юртаевой Т.В.,

судей Меньшиковой Н.Л., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - учреждение) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 по делу N А07-4102/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не
явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Уфимское монтажное управление N 1 “открытое акционерное общество “Башэлектромонтаж“ (далее - общество) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за III квартал 2008 г. и пеней, начисленных в связи с неуплатой указанной недоимки, в общей сумме 922 134 руб. 18 коп.

Решением суда от 27.04.2009 (судья Гималетдинова А.Р.) заявленные требования управления удовлетворены. Суд установил, что наличие недоимки подтверждается материалами дела, в сроки, определенные требованием N 8 от 19.01.2009 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем обязанность по уплате задолженности не исполнена, в связи с чем управление обоснованно обратилось за взысканием суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в судебном порядке, предусмотренном ст. 25 Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 (судьи Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г., Толкунов В.М.) решение суда первой инстанции отменено, заявление учреждения оставлено без рассмотрения. Суд пришел к выводу о том, что управлением не соблюден досудебный порядок урегулирования спора о взыскании задолженности с плательщика, находящегося в стадии ликвидации, установленный ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

В кассационной жалобе управление просит обжалуемый судебный акт отменить, полагая, что судом неправильно применены к рассматриваемым правоотношениям нормы Гражданского кодекса, отмечая, что установленный Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) досудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подразумевает
направление территориальным органом Пенсионного фонда требования об уплате недоимки в адрес страхователя по месту его учета. Данный порядок им соблюден.

В представленном отзыве общество возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемый судебный акт обоснованным.

Как следует из материалов дела на момент обращения учреждения в суд (04.03.2009) общество находилось в стадии ликвидации, о чем в установленном законом порядке 26.02.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Поскольку порядок исполнения обязанности по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации данным Федеральным законом не предусмотрен, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению правила, предусмотренные ст. 49 Налогового кодекса.

Статьей 49 Налогового кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами данного кодекса.

В силу ст. 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания
срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

На основании п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса погашается в третью очередь.

Согласно п. 2, 5 указанной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Приведенные положения ст. 49 Налогового кодекса и ст. 64 Гражданского кодекса не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.

Согласно п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии только в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.

Судом апелляционной инстанции и материалами дела подтверждается, что обращение управления в ликвидационную комиссию не направлялось и ее отказа от удовлетворения требований оно не
получало.

Кроме того, в материалах дела имеются доказательства того, что общество письмом от 11.02.2009 (том 1, л. д. 29) сообщило управлению о наличии спорной задолженности и о готовности уплатить страховые взносы самостоятельно.

Поскольку направление требований в ликвидационную комиссию до обращения в суд в силу указанных выше норм Гражданского кодекса является обязательным, установив несоблюдение данного порядка, суд апелляционной инстанции, правильно применил ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно оставил заявление учреждения без рассмотрения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 по делу N А07-4102/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ЮРТАЕВА Т.В.

Судьи

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

СУХАНОВА Н.Н.