Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 09.11.2009 N Ф09-8610/09-С1 по делу N А50-10884/2009 Требование: Об отмене решения таможенного органа. Обстоятельства: Таможенный орган отказал обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств, полагая, что уплата таможенного сбора за оформление товаров производится как при подаче временной таможенной декларации, так и при представлении полной декларации. Решение: Требование удовлетворено, поскольку уплата таможенного сбора за оформление товаров при подаче временной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по оформлению товара в рамках периодического временного декларирования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2009 г. N Ф09-8610/09-С1

Дело N А50-10884/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2009 по делу N А50-10884/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества “Сильвинит“ (далее - общество) - Тарновский А.Н. (доверенность от 06.07.2009 N Д 901-0174).

Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий
определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения таможни от 24.04.2009 N 03-01-18/5054 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 43 074 500 руб. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 11.06.2009 (судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены. Письмо таможни от 24.04.2009 N 03-01-18/5054, адресованное обществу, признано недействительным как не соответствующее положениям Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс). Суд обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 (судьи Савельева Н.М., Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе таможня просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. При этом таможня ссылается на неправильное применение судами положений Таможенного кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, в период с 08.07.2008 по 09.03.2009 общество при подаче на таможню временных периодических деклараций, в которых были заявлены сведения о товаре - минеральном удобрении (калий хлористый), уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям. Сумма
таможенных сборов, уплаченных обществом в период с июля 2008 года по март 2009 года, при подаче временных периодических деклараций составила 43 074 500 руб.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации их декларирование производилось обществом на основании надлежащим образом заполненных таможенных деклараций, которые были поданы в таможню в период с июля 2008 года по март 2009 года. За таможенное оформление товара по этим декларациям обществом снова уплачивались таможенные сборы по установленным ставкам.

Общая сумма таможенных сборов, повторно уплаченных обществом при подаче временных периодических деклараций, составила 43 074 500 руб.

Полагая, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации исключает повторную уплату таможенных сборов при предоставлении полной таможенной декларации, общество обратилось в таможню с заявлением от 20.04.2009 N 901-00187 о возврате (зачете) денежных средств.

В письме от 24.04.2009 N 03-01-18/5054 таможня отказала в удовлетворении заявления со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“.

Посчитав решение таможни, выразившиеся в отказе возвратить (зачесть) излишне уплаченный таможенный сбор за таможенное оформление товаров, незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемые действия таможни нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное
декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.

Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

По делу о признании недействующим п. 7 указанного постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 определено, что установленная п. 7 названного постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной
уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

С учетом данных выводов установленная п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Кроме того, как следует из подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В силу ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации представило в таможню временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 43 074 500
руб. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные таможенные декларации и уплатило за таможенное оформление товаров таможенные сборы в сумме 43 074 500 руб.

Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку 43 074 500 руб. являются излишне уплаченными, решение таможни об отказе возвратить (зачесть в счет предстоящих платежей) таможенный сбор за таможенное оформление в сумме 43 074 500 руб., уплаченный обществом при подаче полных таможенных деклараций при периодическом временном декларировании, является незаконным.

При этом суды с учетом правильного применения положений ст. 355 Таможенного кодекса пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества при взыскании излишне уплаченных им таможенных сборов в сумме 43 074 500 руб.

При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований являются правильными.

Довод таможни, изложенный в кассационной жалобе, о том, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, подлежит отклонению в связи с вышеизложенным.

Ссылка таможни, изложенная в кассационной жалобе, на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863“ подлежит отклонению. Согласно разъяснениям, данным Федеральной таможенной службой в письме от 06.04.2009 N 01-11/14751, постановление
Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 вступило в силу с 25.03.2009, то есть после возникновения спорных правоотношений, и обратной силы не имеет (п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса). В связи с этим положения указанного нормативного акта не могут применяться к обстоятельствам данного дела.

Иные доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2009 по делу N А50-10884/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

ВАСИЛЕНКО С.Н.